Нравственная культура специалиста по управлению персоналом государственной службы
Объектом управления персоналом как системы нравственных отношений выступает человек, предметом — его нравственные принципы и качества, а также та социальная среда, в условиях которой разворачивается их формирование, развитие и реализуется востребованность в интересах общества, организации и самого человека.
Решение задач, стоящих перед службой управления персоналом в вопросах совершенствования системы нравственных отношений, лежит в правовой, организационной, кадровой, морально-психологической плоскостях решения проблемы.
Правовой аспект включает принятие Закона о служебном поведении должностных лиц и выработку системы действенных механизмов его реализации, меры по повышению правовой и этической культуры управленцев.
Организационный аспект предусматривает выявление «зон повышенного риска» в плане нарушений профессиональной этики; организацию действенного и независимого контроля за ее неукоснительным соблюдением; правдивую и своевременную информацию о фактах неэтичного поведения и реальных мерах по их устранению и предупреждению; создание независимых комиссий по этике; совершенствование методов и технологий отбора работников персонала управления и оценки в соответствии с их нравственными качествами.
Предупредительные меры в области кадровых решений предусматривают обязательное включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы управления курса этики и этикета деловых отношений.
Требования к содержанию и уровню нравственной культуры специалиста по управлению персоналом определяются объемом и содержанием функциональных обязанностей, одними из условий успешного выполнения которых являются сформированное нормативное сознание, наличие глубоких этических знаний, убежденность в необходимости повышать уровень этичности персонала управления и совершенствоваться самому, постоянное развитие не только профессиональных, но и личностных качеств, необходимых на всех этапах управления персоналом как составной части практической реализации кадровой политики.
[1] Охотский Е.В. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Е.В. Охотский. – Ростов-на-Дону,1999. – С.35.
[2] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2002. – С.113.
[3] О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10 марта 2009 N 261 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2009. - N 11, ст. 1277.- С.2361.
[4] О системе государственной службы Российской Федерации: Федер.закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 N 58-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003. - №22, ст. 2063. – С.5413.
[5] Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики / В.В. Черепанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.49.
[6] Турчинов А.И. Управление персоналом: Учеб.пособие / А.И.Турчинов. – М.: РАГС, 2008. – С.122.
[7] Турчинов А.И. Управление персоналом: Учеб.пособие / А.И.Турчинов. – М.: РАГС, 2008. – С.125.
[8] Турчинов А.И. Управление персоналом: Учеб.пособие / А.И.Турчинов. – М.: РАГС, 2008. – С.127.
[9] Соколов В.М. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И.Турчинов. – М.: РАГС, 2006. – С.173.
[10] Соколов В.М. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И.Турчинов. – М.: РАГС, 2006. – С.209.
[11] Охотский Е.В. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Е.В. Охотский. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 93.
[12] Радугин А.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления / А.А.Радугин, К.А. Радугин. – Воронеж, 1995. – 409 с.