Объектная декомпозиция цепи поставок
Как в теории логистики [1, 2, 5], так и в теории маркетинга понятия «канал распределения» (логистический канал) и «цепь поставок» отличаются степенью упорядоченности взаимодействий участников. Канал распределения трактуется как частично упорядоченное множество субъектов, которые могут участвовать в доведении товаров данного производителя до определенного потребителя или сегмента рынка [5].
Бауэрсокс и Клосс выделяют в составе функций (специализированных групп операций), выполняемых участниками каналов распределения, функции обмена (купля, продажа), физического распределения (транспортировка, владение запасами), вспомогательные функции (стандартизация, финансирование, страхование от рисков, информационное и научное обеспечение) [1, с. 108].
С точки зрения маркетинга в составе канала распределения (маркетингового канала) можно выделить участников, выполняющих функции обмена (принимающих или способствующих передаче права собственности на товар) или комбинированные функции («полный набор функций» — обмен, физическое распределение и вспомогательные / отдельные функции из разных групп).
При декомпозиции логистического канала наряду с участниками, выполняющими полный набор функций, рассматривают участников, выполняющих в ходе основной деятельности функции физического распределения или вспомогательные функции, а также комбинацию функций этих групп (без выполнения функций обмена). При этом Бауэрсокс и Клосс указывают на необходимость учета взаимосвязи маркетинга и логистики при управлении цепями поставок, считая главным аргументом их оперативного разделения более полное использование потенциала специализации [1, с. 433].
Развитие техники, информационных, маркетинговых и логистических технологий делает эффективным аутсорсинг все более широкого спектра видов деятельности на основе специализации, процессного и институционального обособления определенных групп операций. С этих позиций в состав маркетингового канала представляется целесообразным включать также специализированных посредников, не реализующих функции обмена, а предлагающих участникам канала вспомогательные функции маркетингового характера (исследование рынков, разработка элементов маркетинговой политики). Необходимо отметить также расширение спектра вспомогательных логистических функций, реализуемых участниками каналов распределения. Наряду с такими видами деятельности, как страхование, кредитование, информационный обмен, таможенное оформление, в составе вспомогательных функций участников логистического канала следует выделять проектирование и администрирование логистических систем и цепей поставок — деятельность 4PL-провайдеров (системных логистических интеграторов) [9, с. 28].
Цепь поставок определяется как линейно упорядоченное множество участников, выполняющих определенный логистический процесс (в том числе многократно повторяющийся). Канал распределения превращается в логистическую цепь после принятия решения о выборе конкретных организаций и лиц, участвующих в доведении товаров до потребителей [2, с. 129], поэтому проблема выбора участников чрезвычайно важна при проектировании цепей поставок.
Описывая состав участников логистической цепи, к основным участникам (primary members) Ламберт и Сток относят все независимые компании или стратегические единицы, фактически выполняющие операционную и/или управленческую деятельность в ходе обслуживания конкретного потребителя или рынка.
К вспомогательным (поддерживающим) участникам (supporting members) относятся компании, чье присутствие в цепи поставок ограничивается только предоставлением ресурсов, знаний, возможностей или активов основным участникам [10, с. 58]. Это вполне корреспондирует как с классификацией функций участников каналов распределения, выполненной Бауэрсоксом и Клоссом, так и с классификацией, предложенной ранее В.И. Сергеевым, выделяющим в составе объектов логистического управления основные и сопутствующие потоки [5].