Определение размерностей цепи поставок
Процесс формирования цепи поставок является процессом управления (планирования, организации и контроля) и нуждается в формализации, описании его как элемента логистической технологии. Представляется целесообразным выделять в данном процессе следующие этапы:
определение целей цепи поставок;
формулирование стратегии цепи;
формирование и оценка альтернативных вариантов структуры цепи (по количеству уровней, количеству и типам посредников на каждом уровне);
выбор эффективного варианта структуры;
формирование альтернативных вариантов структуры для отдельных участников (на каждом уровне цепи поставок);
выбор эффективного варианта структуры для отдельных участников;
формирование элементов обратной связи (компонентов управления цепью поставок);
реализация обратной связи: оценка функционирования цепи поставок, оценка и выбор альтернативного варианта цепи поставок (в случае если целевые показатели функционирования не достигнуты или когда появляются новые привлекательные варианты) [10].
Выбор конкретных участников цепи поставок на каждом уровне канала рекомендуется осуществлять с использованием экпертно-аналитичес ких методов (расчет рейтинга участников балльно-коэффициентным методом, определение приоритетов участников методом анализа иерархии и др.).
На этом этапе следует провести исследование рынков, образующих уровни цепи поставок. Такое исследование направлено на решение следующих задач:
выявление состава участников рынка, образующих уровень канала распределения и обладающих потенциальными возможностями для вхождения в формируемую / анализируемую цепь поставок;
определение важных параметров участников каждого из рассматриваемых рынков (уровней цепи поставок), влияющих на решение о включении их в цепь поставок (критерии выбора);
определение относительной важности (рангов) указанных параметров.
Достоинством метода аналитической иерархии (МАИ) является то, что он позволяет формализовать не только процедуру оценки альтернатив, но и процедуру ранжирования критериев.
Расчет рейтингов участников требует предварительной работы, связанной со сбором и анализом информации о стандартах обслуживания, реализуемых участниками рынка, с получением оценочных форм, содержащих сведения о составе участников рынка (уровня канала распределения), критериальных параметрах участников и рангах параметров.
Необходимо отметить, что в целях проектирования и управления цепью поставок для количественной оценки (расчета рейтингов, приоритетов) участников разных уровней имеет смысл использовать единую шкалу (например, десятибалльную или стобалльную). Это позволит в дальнейшем оценить «горизонтальное положение» участника цепи поставок, его интеграционный потенциал (привлекательность для интегрирования), его возможности влияния на эффективность процессов цепи.
Исходя из приведенного в начале статьи определения понятия «интегрирование» можно предположить, что интеграционный потенциал участника канала, его привлекательность для вертикальной интеграции определяется степенью его отличия от конкурентов на своем уровне канала.
С этих позиций лидером цепи поставок является участник, который имеет большие преимущества перед конкурентами, чем другие участники на своих уровнях канала (рис. 2).
Количественно интеграционный потенциал участника цепи может быть охарактеризован на основе расчета расстояний между объектами (участниками уровня канала распределения), расчета коэффициента вариации значений рейтинга участников в уровне канала (см. таблицу).
Так, из рис. 2 и таблицы видно, что наибольшим интеграционным потенциалом обладает участник анализируемой цепи поставок, функционирующий в уровне А, наименьшим интеграционным потенциалом — участник уровня Б (коэффициенты вариации соответственно 0,53 и 0,17).