В чем заключается сущность профориентации и адаптации персонала организации?
Пример специализированной программы профориентации
:
1. Функции подразделения:
ü цели, приоритеты;
ü организация и структура;
ü практическая деятельность;
ü взаимоотношения с другими подразделениями;
ü взаимосвязь между различными родами деятельности внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
ü детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
ü разъяснение того, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
ü обсуждение общих проблем и способов их решения;
ü нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
ü длительность рабочего дня и расписание;
ü сверхурочные;
ü дополнительные назначения (например, замена отсутствующего работника с другими обязанностями).
3. Процедуры, правила, предписания:
ü правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
ü поведение в случае аварий;
ü правила техники безопасности;
ü информирование о несчастных случаях и опасности;
ü гигиенические стандарты;
ü охрана и проблемы, связанные с воровством;
ü отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению (например, водителями);
ü еда, курение и т.п. на рабочем месте;
ü вынос вещей из подразделения;
ü контроль за нарушениями;
ü оформление ведомостей;
ü перекуры, перерывы;
ü обед;
ü телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
ü использование оборудования;
ü контроль и оценка исполнения и т.д.
4. Осмотр подразделения:
ü комнаты отдыха и душевые;
ü кнопка пожарной тревоги и пожарной станции;
ü часы работы;
ü шкафчики (для переодевания);
ü выходы и входы;
ü вода для питья и умывальники;
ü помещения технического обслуживания;
ü отделения охраны и санитарное;
ü места для курения;
ü места расположения служб данного департамента;
ü места оказания первой помощи.
5. Представление сотрудников подразделения.
Одна из важных проблем кадровой работы в организациях при привлечении персонала — управление адаптацией.
Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе. Выделяются два направления адаптации:
- первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
- вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).
В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации:
- психофизиологический — приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;
- социально-психологический—приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе;
- профессиональный — постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.);
- организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
- качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;