Сущность и условия формирования личности
Личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества.
На протяжении многих веков и до настоящего времени личность человека была и остается объектом изучения многих наук: философии, экономической теории, социологии, истории, психологии, педагогики, медицины, правовых наук и т.д. Пристальное внимание к личности человека проявляют писатели и поэты, художники и музыканты. Юристы интересуются условиями развития и формами проявления личности преступников.
Личность, кроме того, является предметом изучения, экспериментов и спекуляций разного рода религиозных сект, экстрасенсов, магов и просто шарлатанов от науки и религии.
В менеджменте личность человека,
ее сущность, рассматривается прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.
В менеджменте разработаны концепции "управленческой революции", "человеческого капитала", "человеческих отношений" и другие бихевиористские концепции.
Личность человека формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Это, прежде всего семья как основа нормального роста и развития человека. Детские дошкольные учреждения, школа, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы формируют в человеке профессиональные и личные качества, но, как свидетельствует практика, при одних и тех же приблизительно равных условиях люди могут резко отличаться друг от друга. Однозначного ответа на вопрос о том, какие необходимы условия для формирования личности в приемлемом для общества отношении, пока еще нет. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, труды итальянского профессора Чезаре Ломброзо и других психологов, ряд современных исследований в этой области еще не ответили на этот вопрос. Одни ученые утверждают, что это генетические, природные данные самого человека, его физиологические свойства; другие - физические, внешние данные, например, строение черепа; третьи - семейные условия и т.д. В то же время остается неясным, как и почему в благополучной семье может вырасти преступная личность, а в ненормальной с общественной точки зрения семье развивается вполне нормальная человеческая личность.
Проповедники православного учения указывают, что религиозную веру у человека формируют определенные постулаты, которым должен следовать человек. В основе этих постулатов лежит коллективизм. Только в семье, в церковной общине, в коллективном труде может сформироваться нормальная личность. Ее сущность тогда будет проявляться в служении Богу, семье, ближним и обществу. Для религиозного человека заповеди Христа являются фундаментом для определения своих поступков в жизни. Как известно, многие эти положения были заимствованы коммунистической идеологией. Под другим углом зрения смотрят буржуазные идеологи и западная церковь на условия формирования личности (см. энциклики римских пап). Их учения основываются на индивидуализме во всех формах его проявления. Такой подход не произволен. Он продиктован самой сущностью экономических и других отношений западного мира, нормами морали и нравственности, которые в свою очередь определяются условиями жестокой конкуренции и борьбой за выживание.
Но в "чистом" виде индивидуализма и коллективизма как условий формирования личности быть не может. Человек - существо общественное, в нем есть и те и другие качества. Само общество создает тот фон, на котором развивается и формируется личность. Социально-экономические отношения
и внешняя среда являются существенными факторами, в которых формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Социально-экономические отношения создаются людьми, в то же время они объективны. Человек застает их готовыми, уже сформировавшимися.