Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления
Структура больших организаций стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Сделать выбор среди них бывает сложно, но еще труднее преодолеть сопротивление этим изменениям. Скорость изменений настолько увеличивается, что ищут не столько специфическую, постоянную структуру, сколько временную, которая отражает определенный этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, занимает все меньше места в проектах организации. Потоки информации, процессы принятия решений, проектные графики или временные предписания становятся все более существенными источниками информации о ролях и распределении прав и ответственности. Структуру можно выбрать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.
Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:
- систематический анализ функционирования организации и ее среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;
- разработку генерального плана совершенствования оргструктуры;
- гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;
- последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;
- поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.
М. Мескон определяет следующий подход (последовательность действий) при проектировании структуры управления: осуществить деление организации по горизонтам на блоки, соответствующие направленности деятельности по реализации стратегии, определить, какие виды деятельности линейные, какие штатные; установить соотношение полномочий должностей; определить должностные обязанности и уровни иерархии.
Кроме того, при проектировании организационной структуры имеет место определение следующих вопросов:
- формализация управления, то есть насколько необходимо формальное взаимодействие.
- уровень принятия решений: где, кто, когда.
- системность организационной структуры
А. Файоль так сформулировал принципы хорошей организации:
- единство управления – независимо от структуры ответственность несёт за всё один человек;
- скалярный метод передачи полномочий. Полная ответственность предполагает право не только управлять но и делегировать полномочия;
- единство подчинения – у каждого только один начальник;
- принцип соответствия: делегированные полномочия соответствующей условно ответственности;
- масштабы управления, число подчинённых лимитировано; Эффективность и надёжность коммуникативных связей;
- принцип ориентированности – организации строятся на основе задач и не зависят от субъективных факторов;
- избирательность – руководитель получает информацию, относящуюся к исключительному типу, то есть выходящую за рамки плана и требующую корректирования действий;
- дифференциация труда: линейный, штабной принцип; квалифицированный и мало квалифицированный труд;
- сегментация и специализация – разбивка структуры на простые и специализированные составляющие (специалист по налогам, специалист по учёту движения материальных средств и т.д.);
- контроль за операциями – должен быть орган, следящий за ходом дел и выполнением распоряжений;
- планирование предшествует делу;
- гибкость – структура отвечает ситуации;
- доступность уровней управления – сотрудник имеет возможность обратиться к любому руководителю по вопросам работы.
Особое значение имеет характер влияния внешней среды на построение организации и всю систему связей элементов структуры с элементами внешних воздействий. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем: