Проектный метод управления внедрением ERP системы на предприятии
Проектный метод управления изменениями применим и в случае такого глобального, всеобъемлющего изменения в организации как, например, внедрение ERP системы.
Приложения
Приложение 1
Сопоставление основных методов управления изменениями[36]
Критерий |
Хозяйственный реинжиниринг |
Организационное развитие |
Происхождение метода |
Инженерные науки, консультационная практика по менеджменту |
Социальная психология, консультационная практика по социологии |
Основная идея |
Радикальное переосмысление и перепроектирование предприятий или производственно-хозяйственных процессов |
Долгосрочное, всеобъемлющее изменение и развитие организации и ее членов |
Принципиальная позиция менеджеров |
Мышление дискретными категориями (например, разрыв с прежними структурами) Четкая постановка вопроса "почему нужны перемены" Привлечение к участию убежденных сторонников перемен |
Сохранение членов организации на своих местах Расчет на собственные силы Привлечение к участию сотрудников, затрагиваемых переменами Демократизация, ликвидация иерархии |
Отношение к персоналу |
Предоставление дополнительных полномочий Формирование профессионалов |
Опора на сотрудников, способных к обучению и готовых взять на себя ответственность |
Характер изменений |
Глубокие и всеохватывающие перемены Прерывность процесса Изменения крупными скачками |
Длительный процесс обучения и развития Непрерывность процесса Изменения мелкими шагами |
сроки реализации проекта |
Несколько лет с упором на быстрый успех, измеряемый в количественных показателях |
В течение длительного времени с расчетом на терпение и открытость |
Объект изменений |
Предприятие в целом или ключевые процессы |
Предприятие в целом или его части |
Цели |
Значительное и стабильное повышение рентабельности (экономической эффективности) |
Повышение рентабельности (экономической эффективности), гуманизация труда (социальная эффективность) |
Вид кризиса |
Кризис ликвидности Кризис успеха |
Кризис успеха Стратегический кризис |
Стратегия изменений |
Стратегия "сверху вниз" |
Стратегия "сверху вниз" Стратегия "снизу вверх" Биполярная стратегия Стратегия "клина" Стратегия "многих точек" |
Методические аспекты |
Реорганизация ключевых процессов в соответствии с принятой рыночной стратегией Адаптация организационных структур и должностных инструкций Изменение ценностных представлений (например, ориентация на процесс создания стоимости или клиентуру) Внедрение современной информационной технологии Развитие персонала и новые методы оплаты труда |
Структурный и кадровый подход (новые формы организационных структур, изменение взглядов и моделей поведения сотрудников, квалификационные мероприятия для отдельных лиц и групп) |
Ключевые роли |
Лидер ("властный покровитель") "Хозяин процесса" (в роли его куратора) Группа реинжиниринга Управляющая комиссия (в составе "властного покровителя" и специалистов) "Шеф реинжиниринга" (специалист) |
"Агенты изменений" (в составе специалистов и "хозяина процесса" в роли консультанта) "Система клиента" (реорганизуемая область) "Катализатор изменений" ("властный покровитель") |
Сильные стороны |
Возможность радикального обновления Шансы на явное повышение рентабельности Быстрота изменений Концептуальное единство мероприятий Значительное расширение компетенции специалистов |
Социальная приемлемость в связи с естественным ходом изменений Учет способности к развитию членов системы Стимулирование самоуправления и самоорганизации Долгосрочная перспектива Отсутствие (снижение) сопротивления изменениям |
Слабые стороны |
Нестабильность в фазе изменений Ограничения во времени и действиях в связи с желанием быстро улучшить результаты Исключение альтернатив стратегии перемен (только "сверху вниз") Низкая социальная приемлемость |
Недостаточная скорость реакции Завышенные требования к социальной компетенции участников процесса организационного развития Необходимость поиска компромиссов Недостаточная возможность реализации непопулярных, но необходимых решений |