Функции бюджета. Этапы составления сметы
Бюджетирование выполняет следующие основные функции:
· Функция планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
· Функция учёта. Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
· Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать действия.
Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей. Система бюджетирования в управленческом учёте позволяет отражать: движение денежных средств, финансовых ресурсов, активов предприятия.
Рис. Этапы разработки бюджета.
Различают два подхода к составлению бюджета:
1. Подход «сверху вниз», при котором бюджет сост. одним из подразделений предприятия, чаще всего плановым отделом, далее бюджеты доводят до каждого подразделения и принимаются к исполнению;
2. «снизу вверх», при котором бюджеты сост-ся менеджерами подразделений, в соотв-ии с целями орг-ции. В дальнейшем бюджеты подразделений объед-ся в общий бюджет компании, бюджеты подразделений анализ-ся, коррект-ся и утв-ся на всех уровнях управления, далее утв-й бюджет доводится до раб-в нижнего звена.
В международной практике популярен подход «по сценарию», основанный на анализе «что будет если…». Если в течении периода фактические затраты ниже или выше запланированных цифр главного бюджета, то предприятие переходит на один из составленных сценариев.