Характеристика количественных показателей CVP-анализа
Анализ величины издержек, объема производства и прибыли (CVP)» представляет собой анализ соотношения между суммарными затратами, доходами (и, следовательно, прибылями предприятия) и объемом производства предприятия.
«Анализ безубыточности» является вариантом CVP-анализа, который исследует эти соотношения более узко. В обоих методах используются одни и те же допущения и данные. Отличия между двумя методами заключаются в разных формах представления и анализа данных, и различных областях соотношений, на которых сосредоточен каждый из методов. При необходимости из обоих методов можно извлечь одну и ту же информацию.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни дохода, ни убытка. Анализ безубыточности закл. В определении точки объема продаж, в кот-ой затраты = выручке. Данную точку называют точкой безубыточности (крит. Точкой, мертвой точкой, точкой равновесия). Целью анализа безубыточности (маржинального анализа, CVP-анализа) яв-ся: установить, что произойдет с финн. Результатами, если изменить уровень деятельности или объем производства пр-ии. CVP-анализ занимает одно из центральных мест при планировании произв. деят-ти, при принятии упр. Решений, поскольку в процессе анализа изучается причинно-следственная связь конкретных показателей предприятия: ден. ед. не подверж. инф-ии; все др. переем. ост-ся пост., т.е. объем пр-ва – единственный фактор, который может вызвать изменение затрат и поступления от реализации пр-ии.
Исследование такого соотношения может быть использовано предприятием при учете предположений и ограничений анализа различными способами, включая:
· Сметное планирование: Анализ CVP может быть использован для прогнозирования объема продаж, необходимого предприятию для безубыточного ведения дела или получения определенной суммы прибыли.
· Установление цен: Цена, установленная предприятием на свой товар или услугу, должна быть достаточной для покрытия суммарных затрат предприятия при ожидаемом объеме продаж по этой цене. Анализ CVP охватывает все эти три фактора (т.е. доходы, затраты и объем производства) и, таким образом, может быть использован для прогнозирования общей прибыли, которую предприятие получит при различных продажных ценах.
· Решения по структуре затрат: Структура затрат предприятия (т.е. доли возникающих постоянных и переменных затрат) влияет на точку безубыточности и прибыльность предприятия при различных уровнях деловой активности. Анализ CVP может быть использован для оценки воздействия изменений в структуре затрат на общую прибыльность предприятия.
· Решения по объему продаж: Анализ CVP может быть использован для оценки воздействия изменений в объеме продаж на общую прибыльность предприятия.
Как отмечалось ранее, при использовании этого метода при принятии решений вы должны помнить о допущениях, на которых основан анализ CVP. Игнорирование допущений может привести к неправильному применению анализа CVP, если допущения являются необоснованными и, следовательно, привести к принятию неправильного решения.
Основными допущениями, на которых основан анализ CVP, являются следующие:
· Все затраты могут быть рассмотрены либо как постоянные, либо как переменные.
· Постоянные затраты не изменяются вместе с изменениями объема производства.
· Переменные затраты на единицу продукции являются постоянными (т.е. суммарные переменные затраты изменяются вместе с объемом производства, но переменные затраты в расчете на единицу продукции всегда остаются постоянными).
· Продажная цена единицы продукции является постоянной (т.е. установленная однажды цена в расчете на единицу продукции не изменяется).
· Объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов предприятия.
· Объем продаж равен объему производства (т.е. в течение рассматриваемого периода изменений в уровнях запасов не происходит).
· Ассортимент продукции на предприятии, где производится ряд различных товаров или оказывается несколько видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары или услуги.