CVP-анализ, определение точки безубыточности производства, построение графика безубыточности
Существует 3 метода определения точки безубыточности:
1. Метод уравнений.
Выручка – Пер. затраты – Пост. затраты = Доход до налогообложения.
2. Метод маржинального дохода.
Закл-ся в том, что крит. точку находят с помощью маржинального дохода. Маржинальный доход = Выручка – Пер. затраты. Тб = Пост. затраты/ МД ед.
3. Метод графического изображения.
Закл-ся в том, что крит. точка нах-ся путем изображения на графике линии переем. затрат, линии пост. затрат и линии выручки. Точка пересечения линии выручки и линии пост. затрат это и есть Тб.
Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при заданной цене продаж.
«Точка безубыточности» представляет собой уровень продаж, при котором совокупный доход равен суммарным затратам. В этой точке предприятие считается безубыточным (т.е. оно получает нулевую прибыль и / или несет убыток, равный нулю). На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой доходов или продаж. Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убыток. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг. Точку безубыточности можно также определить при помощи следующей формулы:
Суммарные постоянные затраты | |
– |
= Безубыточные продажи (в единицах продукции) |
Удельный маржинальный доход |
или
Суммарные постоянные затраты | |
– |
= Безубыточные продажи (в $) |
% Маржинального дохода * |
Процент маржинального дохода также называется коэффициентом P/V и просто выражает удельный маржинальный доход как процент от продажной цены единицы продукции.
Обе приведенные формулы выводятся из математического уравнения, вытекающего из счета прибылей и убытков с калькуляцией по предельным затратам:
Прибыль = Продажи – Переменные затраты – Постоянные затраты
Сумма, на которую объем продаж превышает суммарные затраты, является прибылью, получаемой предприятием.
Коэффициент P/V, известный также как коэффициент маржинальный доход / продажи (коэффициент C/S), является относительным показателем маржинального дохода, выраженного как процент от продаж. Коэффициент может быть определен в расчете на единицу продукции или при помощи показателей общего объема продаж и суммарных переменных затрат. Вы могли встречать этот коэффициент раньше под названием «валовая прибыль».