Трансфертное ценообразование: понятие, требования и значение
Составной частью ценовой политики п/п яв-ся разработка механизма трансф. цен. Трансфертная (внутренняя) цена – цена, исп-ая для определения стоимости готовой пр-ии передаваемая одним центром ответственности к другим внутри одной организации.
Проблема внутреннего ценообразования яв-ся актуальной для экон. деят-ти отечеств. Производителей, особенно со сложным технологическим процессом, поэтому установление трансф. цен зависит от сущ-х форм организации пр-ва, кот. Бывают 2х видов: централизованное и децентрализованное. При централизованной форме орг-ии пр-ва обмен продукцией (услугами) между центрами ответственности преимущ-но осущ-ся на основе фактической с/с. При децент. системе пр-ва, когда центра ответственности яв-ся относ-но автономными трансф. цена должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определить реальный и достоверный показатель прибыли для каждого центра ответственности.
Причинами широкого распространения этого механизма стали неразвитость рынка и рыночных институтов, высокая степень монополизации отдельных секторов экономики, отсутствие сводной информации о рыночных сделках и рыночных ценах, а также различия в условиях налогообложения в разных субъектах. С точки зрения экон. теории трансф. цена – это цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, и в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами. Трансфертная цена может быть ниже цены, применяемой по сходным сделкам, в несколько раз.
Установление трансф. цены должно отвечать след. треб-ям:
· Способствовать достижению произв. п/п намеченных целей и обеспечивать гармоничное сочетание целей подразделений с общей целью компании;
· Быть гибкой и равнозначной для менеджеров разных уровней управления;
· Способствовать сохранению автономности центра позволяющ. руководителям как продающих так и покупающих подразделений упр-ть затратами на децентр. основе;
· Быстро реагировать на измен-ся условия рынка, давать возможность направ-ть прибыль туда, где она найдет лучшее применение;
· Соотв-ть требования законодательства;
· Содействовать развитию кооперации между различными подразделениями и типами пр-в.