Понятие и принципы менеджмента: обзор научных подходов
Согласно Муни и Рейли, наиболее важным принципом организации выступает, в частности, координация, из которой логически правильно выводятся два других – скалярный и функциональный принципы. Скалярный задает иерархический порядок, а функциональный через предписание каждому его круга обязанностей определяет место и функцию индивида в иерархической пирамиде.
Урвик и Гьюлик расширили количество функций и принципов. Например, Урвик выделил 29 принципов управления.
Классическая школа впервые выдвинула принцип департаментализации, который и сейчас эффективно используется на практике. Согласно этому принципу, предполагается строить организацию снизу вверх, анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений.
Над уточнением и детализацией классической геометрии труда работали и советские ученые. Среди них был, например, А.К. Гастев, создавший в СССР исследовательский институт научной организации труда (НОТ).
Основываясь на анализе научных подходов к организации управления, к числу важнейших задач управления персоналом организации можно отнести следующие:
– социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений;
– управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
– информационное обеспечение системы кадрового управления;
– оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;
– планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
– управление трудовой мотивацией; психофизиология, эргономика и эстетика труда.
Этому есть логическое объяснение: до последнего времени само понятие «управление персоналом» в российской управленческой практике отсутствовало. Но процесс создания служб специального исследования и обслуживания на отечественных предприятиях уже начался. На базе традиционных служб отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. создаются новые службы управления персоналом, призванные заниматься кадровой политикой предприятия, координировать деятельность по управлению трудовыми ресурсами.
Главный стратегический курс компаний должен быть направлен сегодня на высокий уровень образования, квалификации и этики работников, непрерывного повышения профессионального мастерства, использование многообразных систем мотивации и развитие организационной культуры.
Решения по персоналу направлены на:
1) формирование необходимой информационной базы;
2) оптимизацию состава;
3) регламентацию деятельности (внутрифирменное взаимодействие);
4) разработку и совершенствование систем мотивации и др.
Воздействие на персонал как на объект управления осуществляется различными методами. К их числу можно отнести:
1. Методы распорядительного воздействия.
2. Методы дисциплинарного воздействия.
3. Экономические методы.
4. Правовые методы.
5. Социально-психологические методы.
Эффективность реализации данных методов управления находится в прямой зависимости от соблюдения ряда принципов:
1) минимизация воздействия;
2) комплексность воздействия;
3) системность воздействия;
4) внутренняя непротиворечивость воздействия.
Характер управленческого воздействия на персонал организации показывает, главным образом, какой руководитель управляет коллективом, каковы его ценностные ориентации, уровень профессионализма и т.п. Однако, даже высоко профессиональный менеджер может отрицательно относится к делегированию полномочий (что является характерным для российских руководителей), или коллективному принятию решений, когда коллектив выступает уже в качестве субъекта управления.
Зарубежный опыт менеджмента свидетельствует, что рациональное делегирование полномочий – непременное условие нормального функционирования организаций. Именно делегирование полномочий позволяет расширить диапазон управления руководителя, сосредоточиться на решении перспективных задач. Именно делегирование освобождает возможности руководителя для углубленной разработки так называемого стратегического фактора. Кроме того, делегирование полномочий не только полезно руководителю, но и необходимо сотрудникам, так как это создает предпосылки для более полного использования потенциала исполнителей, создает дополнительную мотивацию, повышает включенность в реализацию принятых решений.