Предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулированию труда
В целях повышения эффективности системы мотивации персонала на предприятии можно высказать следующие соображения.
Мотивация персонала на предприятии должна стать одним из ключевых факторов успеха предприятия. К этому есть все предпосылки.
Основным «технологом» построения системы мотивации на предприятии является служба управления персоналом, в связи с тем, что функция мотивации является одной из функций, реализуемых в системе управления персоналом. На предприятии осуществляется деловая оценка персонала и постоянный мониторинг рынка труда.
Реализация функции деловой оценки персонала обеспечивает выработку необходимой информации (оценка профессиональных, деловых и личностных качеств сотрудников, степени соответствия занимаемым должностям, а так же результатов их труда) и решений в системе материального и нематериального стимулирования персонала.
В настоящее время наиболее перспективным можно считать инвестиционный подход к построению системы управления персоналом. При инвестиционном подходе затраты на персонал рассматриваются как инвестиции в человеческие ресурсы. Иными словами затраты на персонал переводятся из разряда постоянных издержек в разряд инвестиций. В этом случае создается возможность оценить эффективность этих инвестиций.
Эффективность деятельности предприятия (ЭДП) можно представить формулой:
ЭДП=((Д-И)/ИНВ)×100%
, где:
Д – доходы предприятия
И – издержки
ИНВ – инвестированный капитал.
Следуя этой логике, эффективность инвестиций в человеческие ресурсы (ЭИЧР) можно представить формулой:
ЭИЧР=((Д-И/ИЧР)×100%,
где:
Д – доходы предприятия
И – издержки (без затрат на персонал)
ИЧР – инвестиции в человеческие ресурсы (затраты на персонал).
В этом случае эффективность инвестиций в человеческие ресурсы есть не что иное, как эффективность системы управления персоналом. Отслеживаемая подобным образом в динамике эффективность системы управления персоналом позволяет ориентировать работу службы управления персоналом на экономический результат предприятия.
При таком подходе, безусловно, служба управления персоналом перестает быть «вещью в себе», повышается ее статус, как службы реально управляющей значительной частью финансовых ресурсов предприятия, и понятным для руководства образом, влияющей на результаты деятельности предприятия в целом.
Для достижения такого результата необходимо обеспечить качественный учет и анализ всех затрат на персонал, а именно:
- организация рабочих мест;
- найм персонала;
- заработная плата, премии, социальные выплаты, компенсационные пакеты;
- нематериальное стимулирование;
- профессиональное развитие персонала
- и т.д.
В этом случае существенными факторами, определяющими уровень эффективности системы мотивации, будут являться:
- наличие четко очерченной кадровой политики и стратегии управления персоналом, ориентированной на стратегию и бизнес-цели предприятия;
- наличие организационной структуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие подразделений и должностных лиц, гибко и оперативно реагирующей на все существенные изменения во внешней и внутренней среде предприятия;
- наличие в системе управления предприятием ключевых организационных механизмов:
- механизм постановки и корректировки системы целей,
- механизм выявления, анализа и решения проблем развития,
- механизм развития организационной структуры.
- наличие у членов управленческой команды ключевых управленческих компетенций (знаний, умений, навыков и опыта эффективной управленческой деятельности);
- регулярно проводимая на предприятии работа по организационному развитию.
Параметры определения размеров материальных выплат и компенсационных пакетов для административно-управленческого персонала.
Примерные параметры для определения базовых окладов и компенсационных пакетов:
1. Уровень и степень значимости для предприятия принимаемых решений.
2. Степень свободы в принимаемых решениях.
3. Сложность выполняемых функций.
4. Уровень специальных знаний и требуемой квалификации.
5. Уровень коммуникаций.
6. Управление людьми.
Примерные параметры для определения премиальных:
1. Ориентированность на корпоративные интересы предприятия.
2. Уровень квалификации и степень соответствия занимаемой должности.
3. Стремление к повышению профессионального уровня.
4. Результаты достижения целей, выполнения целевых заданий и возложенных функций.