Механизм усовершенствования принятия решений
Другой прием, активизирующий мышление в Системе 2, заключается во взгляде извне: необходимо попытаться мысленно устранить себя из конкретной ситуации или начать рассматривать весь спектр решений, к которому относится текущая проблема [16]. Переход на позицию стороннего лица уменьшает чрезмерную уверенность6 ЛПР относительно своих знаний [13], времени, которое им потребуется для завершения задачи [16], а также оценку ими собственных шансов на предпринимательский успех [8]. Лица, принимающие решения, могут также усовершенствовать свои суждения, спросив стороннее лицо о его / ее мнении относительно решения. www.ektu.kz
Другое исследование о действенности перевода мышления людей в Систему 2 показало, что простое поощрение людей к рассмотрению противоположных вариантов решений сокращает ошибки в суждениях независимо от их природы.
Это справедливо для таких особо стойких искажений, как чрезмерная уверенность, суждение задним числом и «якорение»7 [17, 25]. Исследователям также удалось успешно нейтрализовать часть ошибок в суждениях, обычно классифицируемых как результат применения эвристики [36].
Результат достигался следующими способами:
замена индивидуальных решений на групповые;
обучение ЛПР статистическим методам;
наделение ЛПР ответственностью за принимаемые решения.
Один из перспективных приемов преодоления искажений заключается в целенаправленном стимулировании включения Системы 2. Целенаправленность предполагает нейтрализацию именно того когнитивного механизма, который предположительно является источником обнаруженных искажений. В исследовании, посвященном суждению задним числом (тенденции преувеличивать степень, с которой ЛПР могло предвидеть тот или иной результат в момент предсказания), Слович и Фишхофф [31] разработали гипотезу о механизме возникновения искажений. Они предположили, что суждение задним числом является результатом неспособности субъекта воспользоваться имеющимися в наличии знаниями и силой логического вывода. Вооружившись этой идеей, исследователи выдвинули предположение, что люди будут менее подвержены влиянию искажений, если их снабдить сведениями, противоречащими принятому ими решению. Результаты исследований подтвердили гипотезу Словича и Фишхоффа. Отсюда следует, что наиболее успешные направления для исследователей, ищущих, как сократить искажения эвристических решений, могут быть основаны на «понимании когнитивных процессов человека и гипотез на этот счет» [12, с. 431] и того, как эти процессы могут привести к тому или иному искажению. Следуя этому подходу, другая группа ученых сделала предположение, что требование незаслуженного признания происходит от излишнего внимания к оценке лишь собственного вклада ЛПР при игнорировании вклада других членов коллектива.
Они обнаружили, что требование оценивать не только свой вклад, но также и вклад других сокращает этот эффект [28].
Другое многообещающее направление, также изучающее, как Система 2 может помочь преодолеть ошибки Системы 1, показало, что можно использовать рассуждения по аналогии для уменьшения ограничений осведомленности ЛПР (об ограниченной осведомленности см. [2]). Опираясь на работу Томсона, Гентнера и Левенштейна [35], в двух последовательных исследованиях [14, 24] было установлено, что ЛПР, которых обучали видеть и понимать общие принципы, лежащие в основе набора, казалось бы, несвязанных задач, впоследствии демонстрировали лучшую способность нахождения решений в новой ситуации, основанной на том же общем принципе. Эта работа согласуется с наблюдениями Томпсона и его коллег [35] о том, что внешние детали в ситуации обучения часто отвлекают нас от видения основополагающих обобщенных принципов. Оказывается, рассуждения по аналогии дают надежду на преодоление данного барьера в сторону усовершенствования решений.
Работы по сравнению совместного и раздельного рассмотрения вариантов решений предполагают, что люди могут перейти от неоптимальной Системы 1 к более совершенной Системе 2, когда они принимают во внимание множество вариантов и выбирают сраз у между всеми, нежели когда они принимают или отвергают каждый вариант по отдельности. Например, Базерман, Уайт и Левенштейн [5] доказали, что люди проявляют более ограниченный личный интерес8, оценивая каждый раз по одному варианту, нежели когда они рассматривают множество вариантов сразу.
Те же авторы ранее показали [3], что люди демонстрируют меньше силы воли при взвешивании вариантов выбора по отдельности, нежели совместно.
Результаты исследований, изложенные выше, наводят на мысль, что любое изменение контекста, активизирующее хладнокровное мышление Системы 2, способно сократить распространенные искажения, являющиеся результатом опрометчивости, импульсивности и озабоченности относительным (субоптимальным) результатом.