Японская модель менеджмента
Искусством побеждать обладал и родившийся в 1834 г. Ятаро Ивасаки — основатель Mitsubishi zaibatsu (в настоящее время группа Mitsubishi).
Семья Ятаро Ивасаки наполовину принадлежала к роду самураев. Он воспитывался в спартанских условиях, но, унаследовав от матери уважение к научному знанию, стал энергичным, жестким и чрезвычайно проницательным человеком. Начал свою карьеру предпринимателя со службы у сегуна, сумел создать могущественную судоходную империю, заработал огромное личное состояние, успешно вкладывал средства в ремонт судов, добычу угля и меди, строительство складских помещений и проведение финансовых операций. Менее чем за 20 лет Я. Ивасаки создал корабельную империю, организовал работу смежных направлений бизнеса от страхового дела, предоставления складских услуг, проведения финансовых операций до добычи полезных ископаемых и ремонта судов. После его смерти дело продолжил младший брат Яносуке Ивасаки.
Выдающиеся деловые качества Ятаро Ивасаки всегда помогали Mitsubishi использовать благоприятные возможности для того, чтобы стать одной из влиятельнейших в Японии дзайбацу. Следует отметить, что дзайбацу — это система отношений двусторонней монополии в крупной финансово-промышленной группе, вокруг банка группируется до 10 крупных компаний со своими взаимоотношениями с банком и между собой; в свою очередь, около каждой из 10 промышленных компаний создается своя группа до 100 более мелких фирм; дзайбацу официально была ликвидирована после войны 1939-1940 гг., но стиль отношений действует по настоящее время. Методы подобного принятия решений заложили основы будущей теории диверсификации менеджмента, т. е. использования для достижения целей разных путей, разных продуктов, рынков и типов менеджмента.
Выдающийся менеджер О. Таичи уже в XX в. вслед за Я. Ивасаки продемонстрировал эффективность сочетания знаний и усердной работы с инженерным прагматизмом.
Имея за плечами производственный опыт (как говорил О. Таичи, «опору мудрости») и знания американского менеджмента, О. Таичи, находясь в должности мастера механического цеха, под девизом «Догоним Америку!» стал совершенствовать методы управления производством.
О. Таичи вошел в мировую историю науки управления как исследователь, теоретически обосновавший эффективность и реализовавший синхронизацию перемещения узлов собираемъм изделий и автоматизацию с использованием методов человеческого контроля, которые получили известность как «точно — в срок» (TPS).
Система TPS способствовала значительному повышению производительности труда на многих японских предприятиях и получила распространение во многих странах мира.
Помимо вышесказанного нельзя не отметить, что особая область формирования модели современного менеджмента раскрывается в процессе становления и развития транснациональных концернов Японии. Накопленный опыт управления качеством, технология «точно — в срок», огромный финансовый и технический потенциалы, а также умение придавать динамику сложным организационным архитектурам позволили исследователям А. Морита и М. Ибука создать эффективно действующую на мировом рынке корпорацию SONI. С 1946 г. и по настоящее время эта организация прошла путь от маленькой, никому не известной мастерской по переделке радиоприемников, страдающей от постоянной нехватки финансовых ресурсов, до крупнейшей и всем известной транснациональной корпорации мира.
Уникальность японской модели менеджмента обусловлена в значительной мере исторически сложившейся изоляцией (с 1603 до 1853 г. она была отрезана от иностранного влияния), культурой коллективного взаимодействия и строгой иерархией моральных и социальных обязанностей (рис. 3.3.4). Менеджеры учатся проявлять искреннюю преданность своей компании, у них стирается грань между жизнью и работой. Преданность компании вознаграждается пожизненным наймом и регулярным продвижением по службе.
Таким образом, можно сделать вывод, что такие качества, как умение жить в гармонии и сотрудничестве, упорный труд и постоянная учеба японских менеджеров, обеспечивают конкурентоспособность компаний и экономическое развитие всей страны.
Ятаро Ивасаки (1834-1885).
Родился в Японии в Инокоши-мура, находившегося под властью одного из четырех могущественных кланов сегуна Тоса. В детстве воспитывался в уважении к научному знанию. Когда Ятаро исполнилось 14 лет, его отправили изучать философию Конфуция в г. Коши, через шесть лет он продолжил обучение в г. Эдо (Токио). В Эдо он знакомится с влиятельными самураями в сегуне Тоса: Т. Йошида и С. Гото и получает возможность стать самураем. Деловые качества и хорошее образование Я. Ивасаки были замечены. Ему поручили осуществлять контроль за проведением закупок оружия и кораблей у иностранных государств, которые осуществлялись на доходы от производства бумаги, камфары и другого производства сегуна Тоса. После революции Мэйдзи коммерческая деятельность местных органов власти перестала поощряться, сегун Тоса вынужден был отказаться от бизнеса. Я. Ивасаки в 1870 г. для продолжения налаженного бизнеса создал компанию Tsukumo Shokai, которая в 1873 г. была преобразована в частную компанию Mitsubishi Shokai, принадлежащую непосредственно Я. Ивасаки. С этого времени он покидает государственную службу и полностью погружается в дела по управлению компанией. Постепенно Я. Ивасаки основал крупнейшую корабельную империю Mitsubishi и превратил ее в одну из первых японских дзайбацу.