Содержание основных методов управления
В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:
1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;
2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Управлять предприятием — значит оказывать такие воздействия на его персонал, которые в наибольшей мере способствуют достижению цели создания предприятия: получению прибыли или удовлетворению общественной потребности (соответственно для коммерческих и некоммерческих организаций). Управляющие персоналом - это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главные цели которых - повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров.
Повышение эффективности управления зависит от ряда факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам.
По содержанию:
• организационные факторы — рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда, правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;
• экономические факторы — система материального поощрения и материальной ответственности;
• технические факторы — механовооруженность управленческого труда, степень использования техники, техническая культура;
• физиологические факторы - санитарно-гигиенические условия труда;
• социально-психологические факторы - межличностные отношения, авторитет руководителей, система моральных мотиваций.
По форме воздействия различают факторы прямого и косвенного воздействия.
• факторы прямого воздействия - непосредственно влияют на эффективность управленческого труда. К числу таких факторов относят организацию личной работы менеджеров, их квалификацию, правильность подбора и расстановки кадров в аппарате управления;
• факторы косвенного воздействия - оказывают опосредованное влияние на работу организации. Это психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.