Мотивационные основы управления
Будучи менеджером, важно уметь управлять персоналом и направлять его на достижение необходимого результата. В современном обществе, для человека важным аспектом в работе является мотивация к труду. Без сомнений люди работают по найму, чтобы получить, прежде всего, материальное вознаграждение. Но что заставляет людей работать производительно, с полной отдачей? Почему люди трудятся? Существует огромное количество теорий, пытающихся ответить на эти вопросы и объяснить механизм трудовой мотивации. Однако их объединяют два основных понятия: потребности и вознаграждение. Потребности невозможно пощупать или измерить. О них можно судить только по поведению и поступкам людей. Потребности служат мотивом к действию. Важно помнить, что у разных людей потребности различны, соответственно и ценности тоже, поэтому и оценки вознаграждения у них отличаются друг от друга. Теории мотивации поведения человека могут быть классифицированы на содержательные и процессуальные. Содержательные теории объясняют мотивацию с точки зрения внутреннего мира человека. Их мы и рассмотрим подробнее. Анализ потребностей стейкхолдеров смотри здесь.
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации отличает глубокий анализ мотивационной сферы человека – выявляются основные категории потребностей, определяющих поведение человека, и устанавливаются взаимоотношения между ними.
К наиболее известным содержательным теориям мотивации относятся теории Маслоу, Альдерфера, Герцберга, Аткинсона и Макклелланда.
Теория Маслоу
Впервые представления Маслоу были опубликованы в 1943 году в статье «Теория человеческой мотивации».
Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине. Его родители эмигрировали в США из Одессы, и сложись история по-другому, возможно, мы бы могли гордиться великим российским психологом Абрахамом Масловым.
Абрахам был старшим сыном у своих родителей, поэтому они возлагали на него особые надежды, заставляя усиленно учиться. Он был способным, но очень застенчивым ребёнком и вспоминал потом, что в детстве он был очень одинок и несчастлив. Убежище он находил только в книгах.
Родители очень хотели, чтобы он стал адвокатом, и Абрахам действительно сначала изучал право в Нью-Йорке.
Затем он вопреки воле родителей женился на своей кузине Берте Гудман, переехал в Висконсин, поступил в университет и начал изучать психологию. Возможно, в тот момент мы потеряли неплохого адвоката, но приобрели блестящего психолога.
В 1934 году он защитил диссертацию и вернулся в Нью-Йорк, где работал с Торндайком – одним из виднейших бихевиористов и зоопсихологов. Затем он переехал в свой родной город, где начал преподавать. В этот период времени он встречался и общался с такими крупнейшими психологами, также эмигрировавшими в США, как Адлер, Фромм, Хорни - все звёзды первой величины. Здесь же он познакомился с Куртом Голдстайном, который своей известной книгой «Организм» (1934) натолкнул его на идею самоактуализации.
В 50-60-х годах он возглавил школу гуманистической психологии, что для него было более важным, чем его собственные исследования. Гуманистическую психологию он считал «третьей силой» после фрейдизма и бихевиоризма.
Исследуя поведение человека, Абрахам Маслоу отмечал, что людьми движет стремление к удовлетворению большого числа потребностей. «Особенность человека заключается в том, что он на протяжении всей жизни чего-то желает», - писал Маслоу.
Маслоу выделил следующие группы потребностей:
Базовые физиологические потребности – это естественные потребности человека в пище, воде, воздухе, тепле, крыше над головой, а также другие потребности организма, связанные с поддержанием жизни и продлением рода. Эти потребности составляют фундамент всей мотивационно-потребностной сферы человека. Их удовлетворение необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности, а, следовательно – и для выполнения работы.
Потребности в безопасности. К ним относится потребность в защищенности от физической, социальной и психологической опасности. Сюда относится также стремление к уверенности в завтрашнем дне.
Социальные потребности: потребность в дружбе и любви, потребность ощущать себя частью группы или организации.
Потребность в оценке и уважении. Эта группа потребностей распадается на две взаимосвязанные категории: самоуважение и уважение со стороны других людей.
Потребность в самореализации - это стремление к самосовершенствованию, к максимально полному раскрытию себя, своих способностей и своего потенциала.
Теория Маслоу утверждает, что отдельные потребности влияют на поведение в соответствии с двумя основными принципами:
Принцип дефицита. Удовлетворенная потребность не мотивирует: действия людей направлены на реализацию еще не удовлетворенных потребностей. «Человек-это неудовлетворенное существо, он редко достигает состояния полной удовлетворенности, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, его место занимает другое. Когда удовлетворяется и оно, на первый план выступает следующее», - писал Маслоу.