Оценка значимости работы
Для восприятия сущности мотивации у представителей различных стран немаловажную роль играет понимание значимости самой работы, которая не исчерпывается экономической необходимостью, потребностью в достижении, признании родственности и т. д. Исследования интернациональной команды MOW (meaning of work), сопоставившей значимость работы со значимостью досуга, социализации религии и семьи для отдельного человека, тому подтверждение. В основе данного исследования находилась концепция трудоцентризма, то есть определение того места, которое работа занимает в жизни индивидуума в данный момент времени Результаты исследований по восьми странам мира представлены в табл. 2. [6,C.23]
Высокий уровень показателей трудоцентризма напрямую связан с высокой мотивацией к труду. Однако разное восприятие работы (как источника дохода связи с интересом к ее содержанию; как средства социального контакта; как способа занятости и служения обществу; а также в качестве источника статуса и престижа) помогло внести ясность в данную проблему (табл. 3).
Все страны подчеркнули значимость работы как источника дохода. Однако наилучшие перспективы для формирования у сотрудников механизмов самомотивации у израильтян, так как наиболее результативная категория интереса к содержанию самой работы - имеет для них наибольшее значение. То, что в Японии, например, гармония коллективных интересов превалирует над индивидуальным престижем и статусом предопределило столь низкую оценку соответствующей функции работы у японцев.
Таблица 2. Значимость работы в развитых странах
Страны |
Показатели трудоцентризма | |
(значимости работы) | ||
Япония |
7,78 | |
Югославия (бывшая) |
7,30 | |
Израиль |
7,10 | |
США |
6,94 | |
Бельгия |
6,81 | |
Нидерланды |
6,69 | |
Германия |
6,67 | |
Великобритания |
6,36 |
Таблица 3. Оценка значимости функций работы
Страна |
Работа- источник дохода |
Интерес к содержанию самой работы |
Работа- средство социализации |
Работа- способ служения обществу |
Работа- способ занятость |
Работа- источник статуса и престижа |
Япония |
45,4 |
13,4 |
14,7 |
9,3 |
11,5 |
5,6 |
Германия |
40,5 |
16,7 |
13,1 |
7,4 |
11,8 |
10,1 |
Бельгия |
35,5 |
21,3 |
17,3 |
10,2 |
8,7 |
6,9 |
Югославия |
34,1 |
19,8 |
9,8 |
15,1 |
11,7 |
9,3 |
Британия |
34,4 |
17,9 |
15,3 |
10,5 |
11,0 |
10,9 |
США |
33,1 |
16,8 |
15,3 |
11,5 |
11,3 |
11,9 |
Израиль |
31,1 |
26,2 |
11,1 |
13,6 |
9,4 |
8,5 |
Нидерланды |
26,2 |
23,5 |
17,9 |
16,7 |
10,6 |
4,9 |
Все страны |
35,0 |
19,5 |
14,3 |
11,8 |
10,8 |
8,5 |