Мотивация перемен
Перемены являются неотъемлемой частью нашей жизни. Почему же тогда люди – и руководители и рядовые работники – постоянно им сопротивляются? Можно ли считать сопротивление переменам ненормальным или патологическим явлением? Существует точка зрения, что это скорее "симптом", нежели болезнь. [8]
Одной из самых сложных "ролей", исполняемых руководителем, является мотивация перемен.
Внедрение какого-то новшества похоже на запуск двигателя автомобиля, переключение скорости, остановку, прибавление газа, торможение, и, наконец, прибытие в пункт назначения. Все основано на привлечении других людей, сотрудничества, старательности и гибкости. Но нельзя отходить от конечной цели, так как меняться могут только обстоятельства и наши действия в процессе достижения этой цели.
Мотивация и управление переменами требуют:
- полного сотрудничества всех заинтересованных лиц;
- эффективного метода коммуникации, который будет двусторонним на всех ступенях и уровнях;
-эффективной обратной связи с центром, принимающим решения относительно продвижения вперед и возможных препятствий.
Получение осознанного одобрения в процессе внедрения перемены является позитивной мотивацией.
Примером перемен могут послужить:
1. Перемены, имеющие первостепенное значение:
- изменение систем оплаты труда или премирования;
- внедрение нового оборудования;
- принципиальное изменение технологического процесса;
- введение нормирования труда.
2. Перемены, имеющие второстепенное значение:
- перевод подчиненного с одной работы на другую;
- небольшое изменение методов работы;
- изменение времени обеденного перерыва;
- изменение цен в столовой.
Работники могут сопротивляться переменам, так как им придется подстраиваться под изменившуюся ситуацию, а также из-за боязни.
Для того, чтобы дать людям понять, что их мнения учтены, а перемены пойдут на пользу сотрудничеству, руководители должны:
- планировать перемены: принимать во внимание то, кого они затрагивают и как они отражаются на руководстве.
- объяснять необходимость перемен путем проведения инструктивных совещаний по нисходящей субординации.
- консультировать тех, кого касаются перемены, либо их доверенных лиц.
После осуществления перемен, надо убедиться, что каждое изменение было введено в соответствии с планом, и его цель была достигнута. Здесь может возникнуть необходимость последующих консультаций, реорганизации и коммуникации.