Разработка организационной структуры
· масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
· производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
· характер производства (массовый, серийный, единичный);
· сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
· уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
· квалификация работников.
Исходя из вышеперечисленных факторов, мы имеем следующие исходные данные для выбора организационной структуры управления: малое по масштабу предприятие, занимающееся производством пищевого продукта – печенья, характер его производства – массовый, сфера деятельности – местный рынок, оборудовано автоматизированной технологической линией производства и обеспечено высококвалифицированными специалистами.
Для своего предприятия по производству печенья мы выбрали линейно-функциональную организационную структуру, так как она получила наиболее широкое распространение в промышленном производстве. Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Функциональные руководители (главный технолог, главный бухгалтер и т.д.) составляют штаб директора и руководят функциональными службами (отдел производства, бухгалтерия и др.).
Структура имеет следующие преимущества:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка высших руководителей:
- хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления при условии наделения штабных подразделений правами функционального руководства:
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
- точное определение места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые);
- стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
Недостатки:
- недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение не участвуют в его выполнении;
- тенденция к чрезмерной централизации управления;
- структура жестка и с трудом реагирует на изменения;
- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование.
3 Морфология структуры
Выделим основные, вспомогательные и обслуживающие процессы предприятия, их подпроцессы, если таковые имеются, и владельцев. Данные представим в виде таблицы 2.
Таблица 2. Основные и вспомогательные процессы, подпроцессы, их владельцы
Процессы |
Владельцы процессов |
Подпроцессы |
Владельцы подпроцессов |
Основные процессы | |||
Производство |
начальник производственного отдела |
подготовка сырья (дозация сыпучих компонентов и жидкостей) |
операторы линии |
приготовление эмульсии | |||
замес теста | |||
формование | |||
выпечка | |||
охлаждение | |||
Упаковка |
начальник производственного отдела |
упаковка в пачки, фасовка в коробки |
оператор |
Вспомогательные процессы | |||
Маркетинг |
маркетолог |
– |
– |
Планирование и разработка |
инженер-технолог |
– |
– |
Снабжение |
главный бухгалтер |
– |
– |
Контроль |
главный технолог |
контроль качества продукции на соответствие, проведение физхимических методов анализа |
лаборант |
разработка, совершенствование и внедрение системы управления качеством |
инженер по качеству | ||
Хранение |
заведующий складом |
складирование |
оператор при фасовке |
обеспечение сохранности продукции |
заведующий складом | ||
Сбыт (продажа и доставка) |
маркетолог |
отпуск товара |
заведующий складом |
погрузка продукции |
водитель | ||
доставка |
водитель | ||
Утилизация |
начальник производственного отдела |
– |
– |
Обслуживающие процессы | |||
Административно-хозяйственная деятельность |
начальник производственного отдела |
уборка помещений |
уборщик |
устранение технических неполадок |
механик-электрик | ||
охрана |
охранник |