СМК на предприятии. Экспертная оценка принципов СМК
∑=316 ∑=26
По полученным данным можно сделать вывод о том что, наибольший коэффициент весомости, равный 0,1424, соответствует принципу «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», что говорит, о его хорошей реализации на предприятии, а наименьший – 0,1076 – принципу «Принятие решений, основанное на фактах», что говорит, наоборот, о его неэффективности. Следует также отметить, что на нашем предприятии сильной стороной системы менеджмента качества является действие принципа «Процессный подход» и «Лидерство руководителя», занимающие 2 и 3 ранги. Учитывая тот факт, что данное предприятие сравнительно недавно вышло на рынок, неплохо и то, что принцип «Постоянное улучшение», пусть еще и не совсем хорошо, но работает и занимает 5 позицию.
Проанализировав результаты проведенного аудита на основе экспертной оценки, выявим причины несоответствий и возможные мероприятия по их устранению (табл.8).
Таблица 8. Причины несоответствий и мероприятия по их устранению
Принцип СМК |
Причины несоответствий |
Мероприятия (корректирующие действия) |
1. Ориентация на потребителя |
- недостатки работы отдела маркетинга; - неумение предугадывать будущие желания потребителей и превосходить их ожидания; - нехватка финансовых средств для удовлетворения всех потребностей и желаний потребителей; - недостаточный контроль со стороны руководителя; |
- усовершенствование маркетинговой политики; - выделение по мере возможности средств для наделения продукта новыми потребительскими ценностями; |
2. Лидерство руководителя |
- недостаточное проявление руководителем своих лидерских качеств; - отсутствие приверженности к качеству со стороны самого руководителя; - неуверенность в принятии решений; |
- постоянное совершенствование руководителем своих лидерских способностей; - создание благоприятного рабочего климата; - создание более жесткой системы подчинения и ответственности; |
3. Вовлечение работников |
- отсутствие заинтересованности персонала в решении производственных задач; - недостаточное стимулирование работников; - отсутствие общности и сплоченности рабочего коллектива; - персонал не принимает участие в решении конкретных вопросов и проблем в деятельности предприятия; |
- выделение финансовых средств для денежного поощрения персонала; - бесплатное обучение, курсы для повышения квалификации, компетентности и навыков работы персонала; - стимулирование и поощрение самообразования; - создание атмосферы доверия и работы без страха на предприятии; -совместное с руководителем обсуждение и решение персоналом накопившихся вопросов и проблем (совещания, круглые столы, корпоративные вечера); |
4. Процессный подход |
- отсутствие согласованности действий и присутствие проблем на стыках процессов; - нечеткое распределение ресурсов и ответственности; - недостаточный контроль со стороны руководителя; |
- постоянный анализ процессов, внесение корректив, расстановка приоритетов, перераспределение ресурсов; - создание документированной системы управления процессами; - контроль соблюдения установленных требований на входы и выходы процессов, точное установление границ процессов; - четкое распределение обязанностей полномочий, ответственностей за определенные процессы; |
5. Системный подход |
- слабая координация всех аспектов деятельности предприятия в целом; - отсутствие четких взаимосвязей между процессами; - наличие барьеров в управлении предприятия как единой системы взаимосвязанных процессов; - недостатки политики в области качества; |
- установление четких взаимодействий между всеми элементами структуры предприятия и информационных потоков при выполнении работ и осуществлении любого вида деятельности; - постоянное развитие и совершенствование системы обеспечения качества и системы управления качеством на предприятии, а также распространение их на все управленческие направления; - разработка и утверждение Комплексных планов качества, включающих в себя организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение качества процессов и продукции; |
6. Постоянное улучшение |
- малоэффективная деятельность по улучшению; - недостаточно эффективный внутренний аудит и внутренний контроль за результатами деятельности предприятия; - нехватка финансовых ресурсов; - незаинтересованность и неинициативность персонала; |
- поиск и реализация новых методик и лучших способов совершенствования деятельности предприятия; - применение статистических методов при проведении внутреннего аудита; - использование лучшего опыта других компаний; - введение в действие малозатратных и быстроокупаемых механизмов обеспечения и поддержания эффективности производственной деятельности; - обучения и мотивация персонала; |
7. Принятие решений, основанное на фактах |
- недостаточная компетентность руководителя и персонала =>принимаемые решения не основываются на анализе реальных данных; - не учитываются прошлый опыт, результаты внутренних и внешних проверок, жалобы потребителей, идеи и предложения, поступающие от сотрудников; |
- использование статистических методов для оказания помощи в принятии решений (н-р, при измерении, описании, анализе, интерпретации и моделировании изменчивости); - применение экспертных методов, основанных на конкретных знаниях экспертов и их предметной деятельности; |
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
С поставщиками установлены взаимовыгодные отношения, организованы четкие и открытые связи (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон). Мероприятия на будущее: - вовлечение поставщиков в деятельность предприятия по проектированию и разработке с целью обмена знаниями, результативного и эффективного улучшения процессов жизненного цикла и поставки соответствующей продукции; - стимулирование поставщиков к выполнению программ постоянного улучшения деятельности и к принятию участия в других инициативах по улучшению. |