Исходные понятия общей теории управления и их связь с менеджментом
Под принципом управления будем понимать общепризнанное правило, обязательное для исполнения всеми участниками процесса управления. Принципы общей теории управления дополняют состав исходных понятий и совместно создают необходимые условия для развития науки о процессах управления.
Общие принципы отвечают на конкретные вопросы: каким должно быть научное управление, какими должны быть цели, какие способы и средства можно использовать для их достижения?
Процессы управления протекают в условиях определенных ограничений. Такими ограничениями может быть система общих принципов управления. С другой стороны, эти же принципы должны быть положены в основу оценки качества управления, т. е. оценки результатов процесса управления. В этом втором аспекте принципы превращаются в критерии оценки качества субъекта и объекта управления.
Критерий - это оценка деятельности системы в прошлом, настоящем и будущем.
Управление невозможно без такого общего элемента, как связь.
Связь - это факт однозначного взаимопонимания относительно содержания информации между двумя или более субъектами и объектами.
В процессе совместного труда они должны понимать друг друга. Поэтому между ними должна существовать обоюдная связь. Она бывает прямая (ПС) и обратная (ОС).
Связь означает передачу информации, в отличие от передачи данных. Именно информация, а не данные, считается фундаментальным понятием науки управления. Важно установить различие между данными и информацией.
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не оказывают воздействия на поведение субъекта или объекта. Например, данные о погодных условиях на конкретный момент времени для человека не имеют никакого значения. Эти данные остаются только данными до тех пор, пока он не обратится к ним в связи с необходимостью выхода на улицу.
Однако данные могут превратиться в информацию, если субъект осознал ее значение. Информацией являются используемые данные.
Организованная и направленная на достижение определенной цели деятельность двух или нескольких человек, взаимодействующих друг с другом с помощью средств связи, образует чрезвычайно важное для науки управления понятие - организацию.
Под термином организация будем понимать группу людей, наделенных средствами и способами воздействия, необходимых для осуществления совместных действий, направленных на достижение общей цели.
Этот термин основополагающий при изучении основ менеджмента. Мы с Вами будем изучать все явления и определения, относящиеся к менеджменту с позиций организации.
Разумеется, приведенные понятия не исчерпывают всех применяемых в управлении определений. Остальные понятия мы будем рассматривать по ходу изложения материала.