Анализ полученных данных
При разработке варианта методики оценки профессиональной мотивации были предусмотрены следующие этапы:
I) формирование ролевых списков для выявления ценностно-смыслового пространства личности;
2) проведение тестирования для подбора испытуемым персонажей под заданные ролевые позиции с дальнейшим преобразованием матрицы отношений в факторное пространство диагностических подсистем;
3)интерпретация результатов с позиций ранее обобщенных "архетипов" базовых вариантов диспозиций личности будущего профессионала;
4)количественный прогноз устойчивости профессиональной направленности по выбранным критериям на основе стеновых шкал.
4)количественный прогноз устойчивости профессиональной направленности по выбранным критериям на основе стеновых шкал. Используя психодиагностический подход Дж.Келли и исходя из особенностей контингента испытуемых и целевой направленности настоящего исследования, в список символьно-ролевых диспозиций личности были включены следующие элементы: 1) "Я в настоящем"; 2) "Я в прошлом" (до принятия решения о поступлении в технический вуз по специальности Информатика и ВТ); 3) "Я в будущем" (каким я буду после окончания вуза); 4) "Мой отец"; 5) "Моя мать"; 6) "Друг детства"; 7) "Друг"; 8) "Мой начальник (учитель)"; 9) "Человек, на которого я не хочу быть похожим"; 10) "Человек, достигший успеха в программировании (системном администрировании и т.п.)"; 11) "Человек, который, по моему мнению, не сможет стать офицером"; 12) "Человек, достигший успеха в бизнесе или иной деятельности, не связанной со специальностью"; 13) "Неудачник"; 14) "Я глазами окружающих"; 15) "Я - каким бы хотел быть" ("Я-идеальное"); 16) "Человек, достигший успеха в спорте"; 17) "Больной человек"; 18) "Человек, которого я люблю". Данный ролевой список позволяет концентрировать систему вызванных конструктов вокруг сферы предстоящей профессиональной деятельности.
После предъявления испытуемому ролевого списка в качестве стимульного материала он заполнял репертуарную решетку по определенной схеме. Вначале следовало на каждую безымянную роль из списка подобрать конкретный персонаж из числа своих знакомых или известных деятелей, которые, но мнению испытуемого, наиболее полно соответствуют данной роли, и обозначить этот персонаж в РР. На следующем этапе испытуемому предлагалось работать с выделенными экспериментатором и отмеченными в РР (знак "О") триадами ролей по заданному алгоритму: сравнивая персонажи, соответствующие ролям каждой триады, необходимо найти такое качество (признак, характеристику, свойство), которое присуще двум персонажам данной триады и отличает их от третьего. Вызванный в процессе поиска сходства и различия внутри триады конструкт биполярен (например, добрый - злой, решительный - нерешительный и т.п.). Затем испытуемый использует "метод полного контекста", а именно вызванный биполярный конструкт, для выявления наличия (знак "+") или отсутствия (знак "-") качества, характеристики, свойства у всех остальных персонажей, включенных им в ролевой список и не представленных в триаде соответствующей строки РР. На последующих этапах алгоритмы заполнения решетки повторяются для последующих строк матрицы, формирующей РР3 Образец заполнения регистрационного бланка представлен в табл.3.1.
Таблица 3. 1 - Перечень вызванных конструктов
РАНГ |
НАИМЕНОВАНИЕ КОНСТРУКТОВ |
Представленность в выборке в (%) |
1 |
Понимание проблем |
27,0 |
2 |
динамичность и изменчивость |
25,5 |
3 |
Интеллект |
24,0 |
4 |
Смысловая адекватность |
21,0 |
5 |
Веселый |
20,0 |
6 |
Щедрый |
12,0 |
7 |
Ответственный |
9,0 |
8 |
Спокойный |
7,5 |
9 |
Выносливый |
7,0 |
10 |
Сильный |
6,5 |
11-13 |
Целеустремленный |
6,0 |
11-13 |
Волевой |
6,0 |
11-13 |
Мягкий |
6,0 |
14-15 |
Надежный |
5,0 |
14-15 |
Спортивный |
5,0 |
16-17 |
Вежливый |
4,5 |
16-17 |
Патриотичный |
4,5 |
18 |
Общительный |
4,0 |
19 |
Стойкий |
3,5 |
20 |
Впечатлительный |
3,0 |