Планирование производства
Планирование и управление производством составляют, как отмечалось, основу деятельности как в текущей, так и в долгосрочной перспективе. Методы решения отдельных узловых вопросов приведены ниже.
Определение объема производства и реализации продукции (работ, услуг).
Объем производства и реализации продукции (работ, услуг) при планировании определяется путем расчета показателей валовой, готовой (товарной) и реализованной продукции.
При планировании целесообразно выделять три уровня потребности в материальных ресурсах:
1-й — определение перспективной потребности в материальных ресурсах на основе стратегического плана развития предприятия;
2-й — определение потребности в материальных ресурсах на год по всей их номенклатуре;
3-й — оперативное определение потребности в материальных ресурсах на квартал, месяц или более короткий период для организации закупок и завоза материалов на предприятие.
Для разработки бизнес-плана основным является второй уровень.
Потребность в материальных ресурсах определяется в натуральных показателях (для обеспечения производственной деятельности, организации работы транспорта, складского хозяйства) и в денежной оценке (для планирования финансовых показателей).
Формирование потребности в материальных ресурсах обычно разбивается на три этапа.
Сбор и анализ исходной информации для определения потребности в ресурсах.
Выбор методов определения потребности в материальных ресурсах.
Для определения потребности в ресурсах могут применяться различные методы: детерминированные (нормативные), статистические и эмпирические (опытные).
Детерминированным (нормативным) путем целесообразно определять потребность в ресурсах на выпуск продукции. Другие методы используются для определения потребности в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды, на формирование запасов и т.п.
Общий объем ресурсов, подлежащих авансированию, складывается из потребности в основных и оборотных производственных фондах.
Потребность в основных производственных фондах появляется в случае, когда наличная производственная мощность не обеспечивает выполнение запланированной производственной программы.
Мощность предприятия определяется максимально возможным объемом производства продукции в единицу времени. Для измерения мощности применяются стоимостные и натуральные показатели.
В бизнес-плане должен быть проведен элементарный расчет мощности по одному из способов:
1) по оптимальному ассортименту продукции;
2) по номенклатуре, соответствующей специализации предприятия;
3) по ведущему звену.
Ведущим звеном считается подразделение, в котором выполняются основные технологические операции, используется наибольшая доля совокупного живого труда и которая максимально оснащена оборудованием, средствами автоматизации и механизации.
Наиболее простым и достоверным, а также доступным для предпринимателя методом расчета производственной мощности является метод определения ее по отдельным видам рабочих мест.
При этом следует предусмотреть наличие резервных мощностей, без которых невозможно обеспечить гибкость производства, перестройку его в интересах рынка и создание условий для интенсивной работы предприятия.
Под резервной мощностью понимается резервируемая часть производственного оборудования с целью повышения адаптивности предприятия к изменяющимся условиям спроса на продукцию.
В бизнес-плане необходимо показать, что формирование резервных мощностей может быть достигнуто двумя путями: 1) гибкой перестройкой (приспосабливанием) мощности к конъюнктуре рынка и 2) созданием постоянного резерва, исключающего необходимость адаптации.
В случае необходимости увеличения производственной мощности (при условии полного задействования резервов более эффективного ее использования) дополнительные основные производственные фонды оценивают по их полной первоначальной стоимости, в которую входят:
цена приобретения фондов;
транспортные расходы по доставке к месту эксплуатации;