Менеджмент в РОССИИ: вчера и сегодня
В дополнение к глобальным трендам российский бизнес-контекст характеризуется идущими фактически с начала перестройки коммерциализацией, разрушением и реструктуризацией сложившихся хозяйственных связей, структурной перестройкой, коррупцией и бюрократией. Российским менеджерам приходится сталкиваться с беспрецедентными для международной практики, нестандартными, зачастую неуправляемыми ситуациями, которые не описаны в кейсах Гарвардской школы бизнеса.
Российский бизнес характеризуются незрелостью, «детскостью». С точки зрения фазы жизненного цикла большинство «доморощенных» компаний находятся либо в фазе Формирования, либо в Расширении, либо делают попытки Перехода (о фазах жизненного цикла будет подробно рассказано ниже).
Интересно посмотреть на наших менеджеров со стороны. Много лет назад в одном журнале я увидел заметку о том, какими нас видят работающие в России иностранные менеджеры. За последние годы список как положительных, так и отрицательных характеристик значительно расширился.
Среди отрицательных характеристик наиболее часто встречаются следующие.
Самодержавность. Как только сотрудника или менеджера продвигают по службе, он становится как минимум «царьком» (вплоть до превращения в Ивана Грозного). Результаты: отсутствие делегирования, концентрация полномочий, власти и влияния — в лучшем случае, а в худшем случае — самодурство и управленческая паранойя.
Привязка к должности, статусу. На управленческих тренингах я часто даю задание «Что нас мотивирует / демотивирует» для групповой разработки. Практически всегда среди мотивирующих факторов указывают формальный статус и регалии.
Политизированность, т.е. чрезмерный акцент на личные связи и неформальные отношения.
Постановка краткосрочных целей, т.е. предпочтение быстрых успехов долгосрочным возможностям.
Эгоцентризм, алчность, нацеленность на сиюминутный успех, порождающие проблемы с корпоративной культурой.
Работа в парадигме «я начальник — ты дурак».
Работа по принципу «молчат, когда надо высказываться, обсуждают, когда надо молча выполнять». Этот пункт с точки зрения IIOSS особенно важен, поскольку командная работа является одной из предпосылок успешного менеджмента.
По словам коллег-иностранцев, российские менеджеры сильны в производстве и технике.
Хуже российские менеджеры проявляют себя в продажах. От себя хотелось бы добавить сюда же сервильность: не любим мы «служить». Между тем доля услуг практически во всех бизнесах постоянно увеличивается.
Среди положительных характеристик наших менеджеров можно выделить следующие.
Россияне инновационны, у них сохранились вкус к риску, игре, новым подходам, амбициозность — все еще есть менеджеры с сильными устремлениями.
Отсутствие чинопочитания, ориентация на заслуги, а не на регалии. Здесь возникает типично российский парадокс: с одной стороны, безумная дистанция власти, а с другой — необходимость доказать своим сотрудникам право называться их руководителем.
Тяга к образованию, любовь к учебе и продвижению по служебной лестнице, поэтому для российского менеджера хорошим стимулом является видение карьеры и обучения.
Энтузиазм и интерес к делу (но только иногда и у некоторых).