Стратегическое партнерство
Стратегическое партнерство образуется для удовлетворения общих интересов двух предприятий. Российскому предприятию может потребоваться новая техника, новые технологии, новые рынки или разработка новой продукции. Западное предприятие может увидеть новые возможности для расширения ресурсов сырья, производства и новых рынков для своей продукции. Но даже при наличии этих обоюдных желаний и потребностей ничего не может произойти, если между двумя предприятиями не возникнет доверительных взаимоотношений.
Доверие начинается с людей, возглавляющих бизнес, обычно с Директора или членов Совета Директоров. Они задают тон с самых первых встреч, которыми должны быть открытыми и честными. Велика вероятность существования массы неизвестного - неизвестность о истинных намерениях инвестора, неизвестность о реакции правительственных органов, и трудового коллектива, неизвестно, справится ли руководство с новыми задачами, - знайте одно - действительные намерения западного инвестора - ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ. Сроки ее получения могут быть различными, но возможность получения ПРИБЫЛИ должна окупить РИСК до окончания срока инвестирования.
Полная открытость информации является основным условием реальной оценки действительного финансового состояния предприятия. Способные и опытные финансисты каждого предприятия, которые будут облечены ответственностью и наделены правом действовать, будут способствовать созданию этого доверия. Безусловно, финансовая информация должна быть точной, последовательно распределенной по отчетным периодам, в ней не должно быть пропусков, и она должна быть переложена в соответствии с Международными Бухгалтерскими Стандартами.
Когда все вышеупомянутое имеется в наличии, то тогда может идти речь о стратегическом партнерстве. Это партнерство становится ступенькой к следующему уровню инвестиций - прямому вливанию наличности в обмен на акции или на участие в уплате задолженностей. Представляется важным, чтобы российское предприятие приняло необходимость таких взаимоотношений и не ожидало немедленного вливания капитала. Российские предприятия должны сосредоточить свое внимание на необходимых вопросах и должны решать их в нужной последовательности.
На начальной стадии существования взаимоотношений российское предприятие должно сосредоточить свои усилия на нижеследующих моментах и тщательно следовать их осуществлению:
Привлечение и сохранение способных менеджеров.
Определение профиля и целей деятельности предприятия.
Привлечение достаточного капитала, чтобы пустить предприятие в действие и довести его до уровня рентабельности. Этот первоначальный капитал, скорее всего, должен поступить от российских, а не западных инвесторов.
Рекрутизация и обучение высокопроизводительной и сознательной рабочей силы.
Создание межличностных отношений, характерных именно для этого предприятия, ориентированных на высокое качество продукции и на внимательное отношение к рабочим.
Определить, существует ли рынок сбыта товаров, отвечающих профилю предприятия, и установить уровень прибыли, способной удовлетворить ожидания акционеров.
Подготовка бизнес-плана, опирающегося на действительное положение вещей, и определяющего объем капитала, достаточного для достижения предприятием уровня рентабельности.
Создание производственных мощностей, обеспечивающих качество продукции на мировом уровне или превышающем его.
Создание команды продавцов и сотрудников службы маркетинга, понимающих рынок и потребности потребителя.
Добиться определенных результатов, чтобы показать внешнему инвестору, что оно не является начинающей компанией, а находится на пути к росту.
По западным стандартам большинство российских компаний являются начинающими, по той простой причине, что они существуют в условиях свободного рынка короткий промежуток времени. Российское предприятие должно миновать вышеупомянутые этапы, чтобы доказать, что оно является хорошим кандидатом для инвестиций или стратегического партнерства.
Центры Приватизации могут принести пользу местным предприятиям, донеся до них вышеописанный процесс, управляя таким образом ожиданиями руководства предприятия. Центры Приватизации должны уметь выявлять предприятия, привлекательные для западного инвестора. Они должны призвать предприятия сделать необходимые шаги, прежде чем пытаться привлечь западного инвестора.