Мировые и отечественные достижения в логистике
Взаимодействие между логистикой и операционным менеджментом прослеживается в вопросе об упаковке, которую большинство фирм трактует как логистическую активность не только в сбыте, но и в производстве. При этом в отличие от интерфейса маркетинга и логистики, рассмотренного нами выше, логистический подход к производству упаковки заключается прежде всего в ее защитных свойствах против повреждений.
Еще одна проблема взаимоотношений логистики и производства в современной экономике (в том числе и в глобальном плане) связана с решением вопроса "производить или покупать"? Учитывая большие затраты на дистрибьюцию готовой продукции, многие фирмы, ранее производившие продукцию для конечного потребителя, предпочитают производить компоненты, продавая их оптом торговому посреднику или фирме, осуществляющей сборку готовой продукции из компонентов (например, компании, производящие аудио-, видеотехнику, компьютеры и т.п.).
Влияние внешней логистики на производство определяется также задачами размещения производственных (сборочных) подразделений фирмы в определенной территориальной зоне и особенно решениями в системе сбыта (дислокацией складов готовой продукции, способами транспортировки, процедурами хранения и управления запасами готовой продукции). [2, с. 96]
В современном высококонкурентном бизнесе логистика стала играть одну из главных ролей в потребительском сервисе, а именно: в обеспечении сервиса доставки, предпродажного и послепродажного набора услуг для покупателей готовой продукции. На Западе стали даже применять в этом смысле термин "логистический сервис". Сервис становится решающим элементом маркетинговых стратегий зарубежных фирм, еще более усиливая интерфейс логистики и маркетинга. В цепи полной стоимости (рис. 3.4) сервису принадлежит ключевая роль, так как в условиях сильной конкуренции именно сервис оказывается в конечном итоге главным аргументом для потребителя. Достижение конкурентных преимуществ сегодня в этой сфере заключается в предоставлении большего количества сервисных услуг и повышения их качества в процедурах выставления продукта на рынок, доставки, ремонта, обеспечения запасными частями, поддержания процесса возврата товаров и т.д. Перечисленные активности представляют собой прямой объект логистического менеджмента. Логистический менеджмент должен гарантировать качество и надежность доставки (сохранность груза, обеспечение заданного места и времени доставки), страховать возможные риски, поддерживать снабжение запасными частями, реализовывать немедленный возврат готовой продукции фирме в случае отказа от нее покупателя из-за дефектов.
Кроме этого логистический менеджмент должен прогнозировать сервисные потребности и соответственно строить свою тактику. Фирменная логистическая позиция в сервисе заключается в построении и внедрении эффективной системы доставки сервиса потребителям и организации послепродажного обслуживания.
Среди важнейших ключевых активностей во внутрифирменной организации бизнеса необходимо отметить управление закупками МР (Procurement). Управление закупками является одной из комплексных логистических активностей любого бизнеса и частично рассмотрено нами выше.
Реализация всех функций фирмы, в том числе и логистических активностей, так или иначе связана с менеджментом персонала. Речь идет о подборе, расстановке, обучении, повышении квалификации, стимулировании персонала во всех структурных подразделениях фирмы. Большое значение в этом плане имеет подбор и расстановка персонала высшего логистического менеджмента (например, начальника отдела логистики, интегрального логистического менеджера), которые должны обладать стратегическим видением проблем, уметь координировать усилия всех ЛС для достижения целей, задаваемых логистической миссией фирмы.