Понятие и сущность системы управления предприятием
Суммирование общего результата из частных показателей более предпочтительно, так как позволяет выявить, какие из направлений работ дали положительный результат, а какие - отрицательный. Конечно, общая сумма не будет идентичной той, которая была получена с помощью первого метода, из-за различий в методологии подсчетов, из-за взаимного погашения положительных и отрицательных результатов, повторного счета (ибо факторы действуют не самостоятельно, а во взаимосвязи). Кроме того, количество составляющих общего эффекта может быть различным, смотря по тому, какие из направлений работ и мероприятий были приняты в расчет.
Для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами.
Банк данных предприятий включает большую группу документов, которые могут являться информационной основой исследования. Это СТП предприятия, устав, баланс и другие документы финансовой отчетности, структура, приказы, отчеты функциональных служб, планы, протоколы, нормативные документы, рекламации и т.д. Получение данных экспертной оценки, социологические опросы и исследовательская диагностика существенно расширят проблемное поле исследования, позволят восполнить недостаток информации, полученной из других источников.
Цель применения теоретических и логико-интуитивных методов исследования систем управления предприятия – оценка управляемости организацией и выявление резервов ее совершенствования.
В ходе применения данных методов изучается:
- административно-функциональная структура и иерархия, структура управления, формальное и неформальное лидерство;
- преобладающие в организации нормы и ценности, система формализованных и неформальных правил и запретов, применяемые технологии принятия решений, планирования и контроля;
- согласованность действий подразделений и сотрудников;
- поощряемые потребности и установки сотрудников, поведенческие стереотипы и стандарты;
- уровень регламентации и четкости формализованных процедур управления (документационного обеспечения управления);
- внутренняя и внешняя символика организации, корпоративные традиции и ритуалы;
- взаимосвязи различных управленческих проблем, существующих в организации.
Основными теоретическими методами исследования систем управления являются методы линейного программирования, точечной интерполяции, метод Монте-карло и другие методы.
К основным логико-интуитивным метода относят экспертный метод, тестирование, SWOT-анализ и т.д[8].
При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.
Анализируя теоретические основы исследования, менеджер рассматривает научные подходы, теории, концепции, парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те, которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии[9].
Современному руководителю необходимо учиться диагностике системы управления:
- для умения выявлять причины возникших проблем, а не только их симптомы и следствия;
- для досконального знания процесса проведения диагностики, которое позволит проводить ее оперативно, чтобы получить объективные результаты;
- для составления грамотных аналитических выводов, полученных в результате проведения диагностики, способных дать мощный толчок для развития предприятия.
С методами диагностики систем управления должны быть знакомы, прежде всего: управленческая команда компании: собственники компаний, генеральные директора, руководители функциональных подразделений, менеджеры верхнего и среднего звена, т. е. все те, кто заинтересован в оптимальной системе управления компанией, ориентированной на эффективное использование ее ресурсов.