Контроль как одна из важнейших функций управления
Контроль является одной из важнейших функций управления, а, следовательно, и самоменеджмента. Самоконтроль процессов и результатов деятельности менеджера способствует оптимизации процессов его жизнедеятельности и позволяет выявить, были ли достигнуты поставленные цели. В психологическом плане контроль способствует мотивации личной деятельности и задает импульсы для постановки менеджером новых целевых задач. Своевременный контроль качества процессов и результатов собственной деятельности позволяет менеджеру учиться на собственных ошибках, приобретать необходимый жизненный опыт, создавать и поддерживать свою деловую репутацию.
Понятие «репутация руководителя» можно трактовать как сложившееся в обществе мнение о достоинствах и недостатках какого-либо руководителя (См. рис…). Чтобы не подорвать свою репутацию, нужно контролировать свои поступки, слова, действия, учитывать не только собственные интересы, но и интересы других людей.
Рис. 1. Модель формирования репутации менеджера
Для повышения эффективности работы менеджера он должен постоянно анализировать свою работу, исследовать примени* гм методы, формирующие стиль и технику работы, уточнять параметры трудового процесса, виды деятельности и затраты времени по ним, совершенствовать трудовые навыки. Такой подход позволит дать комплексную оценку своей деятельности, лучше определять пути ее совершенствования.
Приступая к анализу процессов своей деятельности, следует не ограничиваться сбором и констатацией отдельных фактов, характеризующих стиль и методы работы менеджера. Нужно вскрывать сущность, побудительные причины и направления собственной деятельности, измерять силу их действия в реальных условиях, сверять свои абстрактные умозаключения с практическими результатами. Анализ — только начальная стадия совершенствования деятельности менеджера, и поможет ему в этом контрольная матрица «Умение менеджера управлять самим собой» (См. Приложение 2).
Тщательный анализ результатов данного теста поможет менеджеру системно оценить и развивать свои качества, постоянно совершенствовать организацию личной деятельности, правильно принимать решения в различных ситуациях.
Как видно из рис. 1, работоспособность менеджера является одним из личностных качеств, влияющих на его репутацию, следовательно, самоконтроль работоспособности менеджера является важной составляющей его общего самоконтроля (См. Приложение 3).
Работа руководителя трудового коллектива – сложный труд, требующий значительных затрат умственных и физических сил. Нервное напряжение в работе руководителя в той или иной мере присутствует всегда, прежде всего из-за постоянной ответственности за качество и последствия принимаемых решений.
Чтобы своевременно оценить факторы (по пятибалльной системе), влияющие на работоспособность руководителя и в конечном итоге на всю его деятельность, необходимо воспользоваться матрицей самооценки руководителем своей работоспособности.
Таблица 6
Матрица самооценки работоспособности менеджера
Направления и факторы работоспособности |
Баллы (1-5) |
1. Физиологический потенциал работоспособности | |
1.1. Подвижность и физические нагрузки | |
1.2. Умеренное питание | |
1.3. Хороший сон | |
1.4. Закаливание | |
1.5. Водно-питьевой режим | |
1.6. Правильное дыхание | |
1.7. Тишина | |
1.8. Цвет | |
1.9. Освещенность рабочего места | |
2. Эмоционально-волевой потенциал | |
2.1. Волевые качества | |
2.2. Увлеченность работой | |
2.3. Оптимизм и жизнерадостность | |
2.4. Семейное благополучие | |
2.5. Управление психоэнергетическими процессами | |
3. Профилактика деятельности | |
3.1. Тренировка нервной системы | |
3.2. Режимы труда и отдыха | |
3.3. Учет биологических ритмов | |
3.4. Антистимулы работоспособности |