Развитие особого управленческого мышления
Мышление руководителя должно отличаться наличием установки на выработку таких личных особенностей, которые позволяют наилучшим образом решать встающие перед ним проблемы.
Исходными понятиями процесса управления собственным мышлением являются «подчинение» и «упорядочение». Речь идет, с одной стороны, о подчинении мышления задаче достижения определенной цели, а с другой — об упорядочении на основе радикального включения в работу необходимых знаний, приемов и методов. Здесь можно отметить два уровня мышления: стратегический — способность решения управленческих задач перспективного характера и тактический — умение использовать свои интеллектуальные возможности для решения конкретных насущных проблем.
Многообразие особенностей мышления руководителя можно представить следующим примерным перечнем. В частности, в процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:
- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
- практично и обоснованно, уметь отличить действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого;
- не консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;
- оперативно, быстро реагируя на изменение производственной и хозяйственной обстановки, принимая самостоятельно наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
- последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не зарываясь в текущих мелочах.
Чтобы упорядочить процесс мышления, можно использовать современные методы и средства. Одним из них является «Алгоритм решения управленческих проблем» (АРУП).
Он позволяет контролировать такие свойства мыслительного процесса, как инертность, стереотипность, фантазия, воображение и интуиция.
Этот алгоритм содержит три относительно самостоятельные подсистемы:
1. Постановка управленческой проблемы.
2. Решение проблемы (процесс нахождения связи между существующим состоянием системы и желательным, определяемым целью управления).
3. Принятие решения (система действий, связанных с выбором лучшего варианта).
В постановку проблемы входит несколько элементов.
1. Анализ ситуации:
а) всестороннее осмысливание трудностей, качества, сроков и других особенностей того, что нужно сделать;
б) оценка возможностей выполнения необходимой задачи;
в) определение вероятных результатов выполнения задачи, ожидаемых плюсов и минусов.
2. Формирование проблемы. Предполагает четкое описание противоречия между средствами и целями (оно отражает степень напряженности проблемной ситуации):
3. Построение проблемы:
а) выделение и четкое описание главного звена в проблеме;
б) определение всего круга вопросов, решение которых необходимо для решения центрального вопроса;
в) нахождение содержательных и временных связей и соподчинений всего комплекса вопросов, составляющих проблему.
4. Классификация проблемы, т.е. отнесение ее к определенному типу:
а) по функциональному критерию — аналитическая или конструктивная;
б) по назначению — стратегическая (ключевая) или тактическая;
в) по источнику — следствие ошибок людей или порождаемая самим развитием системы;
г) по разрешимости — разрешимая (собственными силами или с внешней помощью) и неразрешимая (неразрешимая собственными силами и неразрешимая на данном этапе даже с помощью извне);
д) по структуре — сложно (иерархически, многоуровнево и многопланово) построенная проблема и структурно простая;
е) по периодичности — регулярная (постоянно возникающая при определенных условиях) или эпизодическая, случайная;
ж) по степени проблемности — научно-практическая (содержащая высокую степень неопределенности и потому требующая привлечения специалистов-ученых) и практическая (разрешимая собственными силами специалистов-практиков и управленцев).
5. Поиск аналогов проблемы по списку вышеизложенных критериев квалификации. Реализация отмеченных выше практических рекомендаций помогает руководителю упорядочить весь комплекс решаемых задач. Именно умение заниматься «будущими» проблемами до того, как их решение потребует больших усилий, отличает перспективного руководителя.