Некоторые типичные ошибки при планировании проектов технического переоборудования промышленности
В качестве примера возьмем предприятия, значительную долю продукции которых составляют стеклоткани, используемые в дальнейшем при производстве конструкционных композитных материалов, например в авиационной промышленности (при изготовлении деталей планера, лопастей вертолетов и т.п.). Не будем учитывать тот факт, что в данной сфере во всем мире (кроме нашей страны) давно доминируют материалы нового поколения на основе карбоновых волокон, выпускаемых в России в очень малых количествах [6].
В 2003–2006 гг. предприятия — потребители данной ткани осуществили перевооружение своего производства, оснастив его новым оборудованием, изготовленным по специальному заказу. Однако при этом была допущена ошибка, поставившая всех партнеров в затруднительное положение: потребители ориентировались на привычный им тип закладной кромки ткани (единственный, вырабатываемый на челночном станке), в то время как челночные станки ушли в прошлое, уступив место бесчелночным с принципиально другой структурой кромки (появились так называемые обрезные и перевивочные кромки).
Таким образом, производители стеклотканей, также планировавшие техническое перевооружение с 2005 г., столкнулись с требованием выработки закладной кромки на ткани, которое было принципиально невыполнимым, т.к. старые челночные станки, как указывалось выше, дорабатывали из-за сильного физического износа последние месяцы и более не выпускались. В то же время потребители стеклоткани не могли адаптировать производственные линии к перспективным тканям с обрезными и перевивочными кромками, а постройка новых линий для них была экономически нецелесообразна, т.к. новые линии стоимостью в миллионы евро только что были введены в эксплуатацию. Насколько известно автору, проблема не решена до сих пор, и производители ткани вынуждены поддерживать морально и физически устаревшее производство (полное перевооружение было приостановлено), периодически пробуя закупать новые (но также морально устаревшие) челночные станки у полукустарных производителей в не самых технологически развитых странах, где подобные станки еще производятся для нужд внутреннего рынка.
Данная ситуация показывает, насколько важно проверять сопряженность внедряемых технологий не только с собственной технологической цепочкой, но и с цепочкой всей отрасли, рынком сырья и материалов, а также смежными технологиями не только в текущей ситуации, но и в перспективе. Эта проблема должна непременно учитываться при планировании проектов технического перевооружения в промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, установлено следующее.
1. Осуществление технологических проектов в промышленности на данном этапе развития экономики России невозможно без привлечения иностранных технологий, главным образом современного импортного оборудования.
2. Успешность реализации проектов технического перевооружения зависит от эффективности работ всех сторон, вовлеченных в них.
3. Ключевым этапом каждого проекта, планируемого к внедрению, является проведение экспертизы на предмет наличия ошибок и «узких мест», которые в дальнейшем могли бы привести к удлинению сроков реализации, затратам и срывам (неполучению ожидаемых результатов) проектов.
4. В процессе экспертизы необходимо уделять внимание следующим проблемным зонам каждого проекта:
соответствию и комплектности приобретаемого оборудования и технологий решаемым задачам;
наличию у участников проекта необходимых компетенций для реализации и разработки решений;
обеспечению сопряженности привлекаемых решений с технологическим процессом и его элементами внутри организации;
обеспечению сопряженности внедряемых решений с технологическими цепочками отрасли и групп смежных предприятий, с рынками сырья, материалов и готового продукта (в том числе по объемам и структуре ассортимента).
5. Дальнейшим действием для снижения рисков технологических проектов будет решение задач реализации проектов в промышленности, чему автор планирует посвятить свои дальнейшие работы.