Обоснование конкурентной стратегии предприятия
Задание 1
Форма занятия: Анализ конкретной производственной ситуации.
Метод занятия: Факторный анализ с использованием модели Вебера.
Конкретная производственная ситуация: фирма «Цептер» предлагает размещение в городе Донецке предприятия по производству металлической посуды. В совет СЭЗ Донецк подан инвестиционный проект на создание такого предприятия. Рассматриваются два варианта размещения предприятия: Ленинский и Пролетарский районы города Донецка. Для установления целей, факторов и оценок приоритетов при размещении предприятия создается группа экспертов, которые по десятибалльной шкале оценивают альтернативы расположения предприятия.
Определить цели создания предприятия, региональные факторы, влияющие на достижение целей; рассчитать оценочные показатели по отдельным факторам и интегральные оценки по альтернативам месторасположения предприятия. Выбрать и обосновать оптимальный вариант.
Алгоритм решения.
1. Формирующаяся модель СИТУСА окружения предприятия.
Ситус – выделение зон в составе инфраструктуры рынка, влияющих на деятельность и взаимодействие предприятия с учетом факторов окружающей среды.
Первая зона – предприятие и его позиция в инфраструктуре рынка характеризуется:
А) имеющимися мощностями;
Б) Наличие ресурсов для организации производства;
В) финансовыми возможностями;
Г) используемыми технологиями;
Д) материально-технической базой.
Вторая зона – прилегающие окрестности, характеризующиеся:
А) наличием транспортных путей, расстоянием транспортировки от места производства до точек сбыта;
Б) наличием квалифицированного персонала;
В) системой коммунального обслуживания (топливно-энергетические ресурсы, вода, тепло и т.д.);
Г) сферой услуг и обслуживания (банковско-финансовые, транспортные, посреднические и другие структуры);
Д) изделиями производства и сбыта;
Е) льготами и санкциями, устанавливаемыми местными органами власти.
Третья зона – примыкающие территории, характеризующиеся:
А) наличием месторождений и добычи исходного сырья и материалов;
Б) наличие производства: заготовок, комплектующих, деталей (предприятия-смежники);
В) демографическая структура населения, его занятость;
Г) наличие поставщиков;
Д) уровень конкуренции на рынке;
Е) наличие перевалочных баз, оптовых складов, маршрутов транзитных перевозок.
Четвертая зона – коммерческая, характеризующаяся:
А) потенциал спроса;
Б) уровень регулирования деятельности государственными и местными органами;
В) сегментация рынка;
Г) связи, отношения с местными органами власти (поддержка деятельности в условиях СЭЗ)
Д) уровень оплаты и мотивации труда;
Е) уровень издержек производства и сбыта;
Ж) перспективы развития рынка бытовых услуг.
Пятая зона – регион, характеризующаяся:
А) социально-экономическое развитие;
Б) рыночная конъюнктура;
В) система коммуникаций;
Г) информационное обслуживание;