Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, как и то, какие возможности могут открыться для нее. Поэтому в стратегическом анализе особый упор необходимо делать на то – какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.
Возможность - это тот фактор из внешней среды и среды непосредственного окружения, который может повлиять положительно на предприятие (внутренние сильные стороны тоже могут дать направление поиска возможностей).
Угроза – тот фактор одной из указанных выше сред, который может повлиять на предприятие отрицательно в будущем (слабые внутренние стороны предприятия могут указать на вероятные угрозы в будущем).
Для того, чтобы определить направление деятельности предприятия в области реализации возможностей и предотвращения угроз необходимо найти точки их соприкосновения в деятельности предприятия.
Для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод SWOT (сокращенно с англ. - силы, слабости, возможности, угрозы). Данный подход является широко признанным в качестве аналитического инструмента для планирования и разработки стратегии.
Методология SWOT анализа заключается в последовательном установлении цепочек связей между силами, слабостями, угрозами и возможностями и формировании на их основе стратегических альтернатив.
Для проведения SWOT- анализа необходимо, прежде всего, оценить возможности и угрозы с точки зрения вероятности их реализации и степени влияния на организацию. Для этих целей были построены матрицы возможностей и угроз, в которых представлены наиболее важные с моей точки зрения возможности и угрозы (табл. 7,8).
Таблица 7 - Матрица возможностей
Вероятность использования возможности |
Влияние реализации возможностей на деятельность предприятия | ||
сильное |
умеренное |
малое | |
Высокая |
Получение беспроцентных кредитов или под низкие проценты |
Снижение налогового бремени на малые предприятия | |
Средняя |
Покупка современного, но более дешевого оборудования | ||
Низкая |
Таблица 8 - Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
разрушение |
критическое |
тяжелое |
«легкие ушибы» | |
Высокая |
Усиление конкурентной борьбы |
1. Рост цен на электроэнергию и материалы, рост тарифов на грузовые перевозки 2. Перебои в поставке материалов | ||
Средняя | ||||
Низкая |
Результаты SWOT-анализа деятельности ООО «Витраж» представлены в табл.9.