Характеристика миссии организации и формы представления
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания предприятия;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает предприятие.
При разработке миссии прежде всего целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли. Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы. Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения фирмы. Затем разрабатывается миссия-предназначение фирмы. И, наконец, можно приступить к разработке миссии-ориентации фирмы, предварительно уточнив, какую форму она примет: ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или принципов, философии, программного заявления, кредо.
Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:
насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;
насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;
указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;
указана ли удовлетворяемая потребность;
существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;
помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;
помогает ли миссия организовывать целевое управление;
хорошо ли определена общественная полезность фирмы.
В таблице приведены факторы, влияющие на формулирование миссии.
Таблица 1
Факторы, влияющие на формулирование миссии
Традиционные факторы |
Новые факторы |
Ориентация на эффективность |
Ориентация на предвидение |
Функциональность |
Интегрированность, перекрестные функции |
Иерархичность |
Упрощенность, уполномоченность |
Местные, региональные, национальные |
Глобальные |
Автономность, вертикальная интеграция |
Связь с общей сетью |
Использование машин |
Использование информационных технологий |
Ориентированность на акционера |
Ориентированность на акционера |
Негибкость и фиксированность |
Гибкость, адаптивность и обучаемость |
Стимулы, диктуемые продуктом |
Стимулы, диктуемые потребителем |
Ориентация на цену и качество продукта |
Ориентация на добавленную стоимость и на качество |
Использование монетарных мер |
Использование времени |
Эффективность и стабильность |
Инновации и предпринимательство |