Американская модель менеджмента
Характеристика формирования американской модели менеджмента будет неполной, если не отметить современные нововведения в управлении инновационно-технологическим развитием.
1. Большинство штатов оказывают повышенный интерес к экономическому развитию, основанному на достижениях науки и технологий (успех «амбициозных» штатов — заразителен). Усилена их роль в привлечении инвестиций, создании высокотехнологичных организаций и укреплении партнерства университетов и промышленности.
2. Национальная ассоциация губернаторов (National Governors Association — NGA) учредила в 1986 г. рабочую группу с целью распространения новых подходов и форм кооперации правительств штатов, промышленности и академических институтов. В настоящее время эта организация известна как Совет по науке и технологиям штатов (Science and Technology Council of States - STCS).
3. Федеральная поддержка использования новых технологий реализовалась в форме федерального законодательства и решений антимонопольного суда, открывающих дорогу кооперации непосредственно между самими компаниями, а также между компаниями и правительством.
4. Региональные центры передачи технологий (Regional Technology Transfer Centers — RTTC) систематизируют и согласовывают технологические инициативы штатов и территорий не только с федеральными научно-технологическими организациями, но и с NASA.
Взаимное согласование интересов государства и частного сектора экономики используется в качестве инструмента технологической конверсии нового типа. Этот процесс осуществляется в течение последних 20 лет, он, конечно, требует более внимательного рассмотрения и дополнительных исследований, потому что открывает новую страницу теории государственного менеджмента.
Начиная с 1990 г. Национальный научный фонд США стал координатором научно-технических нововведений. Он подписал соглашение с Советом по науке и технологиям штатов и с Национальной ассоциацией губернаторов по вовлечению штатов в процесс принятия решений кооперационных исследовательских центров промышленности и университетов. Таким же способом региональные центры передачи технологий NASA объединили свою деятельность с технологическими программами штатов и образовали национальную сеть передачи технологий, охватившую 50 штатов США. Партнерство государства и штатов в научно-технической сфере в 1990-х гг. потребовало изменения всей научно-технологической системы и политики. В 1995 г. специальная рабочая группа, созданная партнерством, изучала эффективность использования новых технологий. После проведенных исследований был принят ряд изменений в процедурах разработки стратегии, принципах поведения участников и механизмах реализации совместной политики федерального правительства и правительств штатов в области образования и науки на всей территории США. В конце 1990-х гг. в США была принята новая парадигма взаимодействия государства, частного капитала и менеджмента, в которой они являлись равноправными партнерами в разработке и использовании новых технологий. Модель координации деятельности университетов, федеральных ведомств и исследовательских лабораторий, промышленных корпораций, властей штатов и территорий еще отрабатывается, но основой служат те соглашения и партнерство, которые инициировали этот процесс.
Важно, что в модернизации механизмов и функций государства использовались многие достижения выдающихся представителей классической, поведенческой научных школ и школы управленческой науки. Не только их мудрость, но и заблуждения помогают сегодня не допускать многих ошибок и совершенствовать модели современного менеджмента.
Научно-технические инновации на государственном уровне и на уровне промышленных организаций оказали влияние на структуру рынка. Рынок во все времена играл роль потребителя продукта. Но в 1970-1980 гг. XX в. он стал представлять собой своеобразную арену конкуренции продуктов, фирм и топ-менеджеров (менеджеров высшего управленческого звена). Для победы на рынке потребовались гибкость хозяйственных структур, восприимчивость к научно-техническим достижениям, высокая адаптивность к быстро меняющимся условиям производства и способность прогнозировать принципиально новые технологические направления. Исследования поведения организаций в условиях изменений, проведенные П. Друкером, Т. Питерсом, Р. Уотерменом, М. Портером, показали, что менеджеры лучших американских компаний, воспитанные в лучших традициях классической школы, стремятся к простоте организационной структуры и японскому стилю работы. Так модель поведения американского менеджера, движимая национальной привычкой к стремлению только вперед, к достижению своей цели, в конце XX в. стала приобретать восточную мудрость и европейское разнообразие идеалов.