Российская модель менеджмента
В ЦИТ особое внимание уделялось разработке методики исследования (рис. 3.2.1). Эти методики, на наш взгляд, оказывали существенную помощь при выполнении сложной триединой задачи, которую поставили перед собой инициаторы движения НОТ. Они широко использовались в других институтах и исследовательских подразделениях и оказывали влияние на формирование своеобразного стереотипа мышления работников. Знаменитая цитовская идея «трудовой установки», позволившая систематизировать и технологизировать все процессы производства и управления, расширила границы исследования НОТ до методологии российского менеджмента.
Исследовательский процесс ЦИТ, как правило, состоял из следующей последовательности шагов:
1)создать аналитические схемы исследуемого производства и профессии;
2)составить квалифицированные характеристики в форме графика качества;
3)построить на основе графика качества лабораторных исследований и экспериментирования методику инструктажа;
4)осуществить конструирование аппаратуры;
5)разработать методику контроля;
6)проверить методику в лабораторном и натуральном эксперименте;
7)сделать клинический анализ контрольных данных;
8)провести циклическое обновление методики на основании клинического анализа.
Таким образом, исследовательская деятельность охватила большое количество лабораторных и экспериментальных работ. Для их проведения и дальнейшего внедрения рационализаторских предложений институт использовал созданные им на предприятиях и в учреждениях опытные станции. Совместная работа ЦИТ и подразделений института, входящих в структуру предприятий и учреждений, позволяла охватить своими исследованиями и процессы управленческого труда во всех отраслях и на всех уровнях, а также отработать эффективную схему внедрения научных результатов. Как правило, проведенные исследования позволяли достаточно быстро улучшить работу аппарата управления, упростить делопроизводство, усовершенствовать производственный процесс. На быстроту внедрения влияла и продуманная организация. Отработка методики проводилась в лабораториях института, доводка — на экспериментальных заводах. В дальнейшем методика принималась внедренческой бригадой завода, состоящей из квалифицированных организаторов, технологов, наладчиков, мастеров.
В ЦИТ разрабатывались методики обучения персонала. За 3-6 месяцев они готовили квалифицированного рабочего (для сравнения: в школах фабрично-заводского ученичества готовили 3-4 года). В первой половине 1922 г. для обучения в ЦИТ были одновременно открыты следующие курсы:
· инструкторов производства («И»);
· промышленных администраторов («А»);
· промышленных инструкторов («Б»).
Во второй половине 1922 г. при учебном отделе ЦИТ был открыт факультет администраторов. Примечательным является то, что при подготовке управленческих работников наряду с передачей знаний ставились и задачи создания у будущих администраторов необходимых волевых качеств.
Для обеспечения учебного процесса необходимой литературой и популяризации своей работы ЦИТ издавал журнал «Организация труда» под редакцией А.К. Гастева, печатались также монографии ученых и научно-техническая литература для популярного чтения. За короткое время ЦИТ стал первым и самым мощным центром реализации политики НОТ и оказал влияние на развитие теории и практики управления социалистическим производством.
Однако ЦИТ был не единственным в России. Другим из числа наиболее ранних научных учреждений в области НОТ был Таганрогский институт научной организации производства труда и управления (ТИНОП). Директором его был назначен П.М. Есманский. ТИНОП был образован тоже в 1920 г., но на базе организационно-инструкторской школы. Объектами исследований этого института были в основном промышленные предприятия юго-востока Украины и Донбасса. Основными направлениями исследований были учет, отчетность, калькуляция, хозрасчет.
В 1921 г. в Харькове был открыт Всеукраинский институт труда (ВСУИТ). Под руководством профессора Ф.Р. Дунаевского институт начал свою работу, как и другие подобные ему институты, с обследования предприятий. Результаты заносились в картотеку (генеральную) научной организации труда. К тому же ВСУИТ проводил работу по пропаганде и внедрению счетно-аналитических машин в управлении производством. В структуру института входили отделы: организации производства, физиологии труда, гигиены труда, психологии труда, патологии труда и музей труда.