Рынок консалтинговых услуг в России
Специфическими отличиями рынка консалтинговых услуг являются:
нематериальный характер реализуемого на нем товара (услуги);
неопределенность количественных и качественных характеристик товара (услуги);
большой временной разрыв между моментами приобретения большинства предлагаемых услуг и получения покупателем ожидаемого эффекта;
сильная зависимость фактически полученного эффекта от компетенции непосредственных пользователей;
ограниченные возможности для централизованного регулирования рынка.
На рынке консалтинговых услуг работают крупные и средние фирмы (отечественные и зарубежные) и одиночные консультанты. Участников сегодняшнего рынка бизнес консалтинга в России можно разделить на четыре группы [1].
Группа 1 - представители мировой "десятки" управленческого консалтинга. Они работают в России со своими международными клиентами только с единичными российскими предприятиями, финансовые возможности которых позволяют им обращаться к зарубежным консультантам.
Группа 2 - аудиторские фирмы "большой четверки", которые уже сформировали свою базу местной клиентуры. В состав этих фирм входят отделы управленческого консалтинга, которые получают клиентуру от коллег-аудиторов.
Группа 3 - западные консалтинговые фирмы среднего масштаба, успевшие выйти на российский рынок ранее. Средние и низшие звенья в них представлены российскими специалистами. Они отличаются гибкостью и мобильностью, знанием западных технологий и местного рынка. Эти фирмы сумели приобрести крупных западных и российских клиентов.
Группа 4 - российские консалтинговые фирмы, среди клиентов которых есть крупные российские предприятия. Размер гонораров у российских консультантов, как правило, существенно меньше, чем у западных. Это объясняется, во-первых, тем, что на нашем рынке уже много лет работают зарубежные консалтинговые фирмы, в частности "большая четверка", предлагая в основном аудиторские услуги.
Процесс возрождения предпринимательства в России сопровождается появлением множества фирм, предоставляющих одновременно юридические, финансовые, налоговые, информационные, управленческие консультационные услуги.
Наибольшее признание на российском рынке получили филиалы крупных зарубежных консалтинговых фирм и совместные консалтинговые организации "PricewaterhousCoopers (PwC)", "Arthur Andersen", "Ernst & Young", KPMG, "Deloitte Touche", "Tomatsu International" и др., которым российские предприятия отдают предпочтение. Большинство существующих сегодня российских консалтинговых фирм не котируются в деловых кругах. Кроме того, число их постоянно изменяется вследствие прекращения деятельности. Причинами закрытия отечественных консалтинговых фирм прежде всего являются:
финансовые трудности, отчасти связанные с отсутствием клиентов;
поверхностное знание рынка и отсутствие профессионализма в целом; отсутствие высококвалифицированных, специально подготовленных к оказанию консультационных услуг кадров;
ориентация деятельности лишь на ближайшую перспективу;
незаконченность консультирования в связи с отставанием во внедрении нововведений.
В то же время на рынке консультационных услуг наблюдается следующий парадокс: уровень обслуживания клиентов в отечественных консалтинговых фирмах (как крупных, так и малых) выше, нежели в российских представительствах иностранных фирм.
Это объясняется рядом причин [2]:
мягкое бюджетное ограничение, типичное для иностранных фирм, отличается как от жесткого бюджетного ограничения малых российских фирм, когда благосостояние фирмы, оказывающей консультационные услуги, напрямую зависит от эффективности и качества выполнения договоров для частного клиента, так и полумягкого бюджетного ограничения, характерного для крупных российских консультационных фирм, львиную долю договоров которых составляют проекты по линии межгосударственного сотрудничества (например, программы технической помощи); преимущественно это заказы, полученные от западных корпораций. Также надо отметить, что фонд заработной платы персонала в этих фирмах как правило, начисляется в штаб-квартирах компании на Западе и в оперативном плане не увязан с эффективностью функционирования компании (отсутствие премий и т.п.). Накладные расходы также погашаются головной компанией. Все это приводит к тому, что отсутствует характерная для рыночной экономики жесткая зависимость между уровнем квалификации персонала, оказывающего консультационные услуги, и благосостоянием фирмы. Поэтому в российских представительствах западных фирм очень велика доля "случайных людей", имеющих весьма смутное представление о бизнес консалтинге. Жесткое бюджетное ограничение малых российских фирм объективно способствует повышению уровня квалификации персонала;