Рынок консалтинговых услуг в России
предприятиям общепита (кафе, бары, рестораны, таверны, пиццерии, закусочные и проч.) - развитие персонала, тренинги на повышение стрессоустойчивости; обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и посетителей, коммуникативные тренинги, имидж-консультирование;
учреждениям образования (учебные образовательные центры и бизнес-школы для взрослых, курсы повышения квалификации, школы и вузы и т.п.) - разработка предложений по расширению спектра образовательных услуг; развитие коммуникативных навыков работников; тренинги на стрессоустойчивость; разработка квалификационных тестов, должностных инструкций; имидж-консультирование;
учреждениям здравоохранения (больницы, клиники, курорты, санатории и т.п.) - обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и посетителей, коммуникативные тренинги, тренинги на повышение стрессоустойчивости; имидж-консультирование;
спортивным учреждениям и центрам физического воспитания (спортивные сооружения и стадионы, базы, фитнес-центры, боулинги, спортивные клубы, общества, команды и т.п.) - обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и посетителей, тренинги на повышение стрессоустойчивости, коммуникативные тренинги; имидж-консультирование;
социальным учреждениям (центры социального обслуживания, клубы для взрослых, детей и подростков с нарушением здоровья; центры для людей с наркотической или алкогольной зависимостью, реабилитационные центры для военнослужащих, прибывших из зон военных конфликтов, и др.) - тренинги навыков общения, коммуникативные тренинги для работников, тренинги на повышение стрессоустойчивости; имидж-консультирование работников, обучающие программы; организация активных форм отдыха.
Предлагаемый перечень - лишь небольшая часть того, что предлагают консультанты, активно действующие в системе бизнес-консалтинга современной России.
Международная классификация консалтинговых услуг
Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950-60-е годы, которые называют "золотым веком консалтинга". В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту [1] в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Классификация видов консалтинговых услуг приведена ниже.
В Европейском справочнике - указателе консультантов по менеджменту выделены 94 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 основных групп (блоков):
общее управление в консалтинге: определение эффективности системы управления; оценка бизнеса; управление нововведениями; определение конкурентоспособности и изучение конъюнктуры рынка; диверсификация или становление нового бизнеса; международное управление; оценка управления; слияния и приобретения; организационная структура и развитие; приватизация; управление проектом; управление качеством; реинжиниринг; исследование и развитие; стратегическое планирование; поиск партнеров; внутренний менеджмент; управление экспортом и импортом; кризисное управление;
деятельность администрации (администрирование) в бизнес консалтинге: анализ документооборота; размещение и перемещение отделов; управление офисом; организация и методы управления; регулирование риска; гарантии безопасности; планирование рабочих помещений и их оснащение;
3) финансовое управление в консалтинге: системы учета; оценка капитальных затрат; оборот фирмы; снижение себестоимости продукции и услуг; неплатежеспособность (банкротство); увеличение прибыли; увеличение доходов; налогообложение; финансовые резервы;
4) управление кадрами (менеджмент персонала) в системе бизнес консалтинга: профессиональное развитие персонала и сокращение штатов; корпоративная культура; обеспечение равных возможностей; поиск кадров; отбор претендентов на работу; здоровье и безопасность; программы (системы) поощрения; внутренние связи, коммуникации; оценка работ; трудовые соглашения и занятость; обучение менеджменту; планирование рабочей силы; мотивация; пенсии; анализ функционирования; психологическая оценка; вознаграждение; повышение квалификации работников; разрешение конфликтов; тренинги;
5) маркетинг в консалтинге: бенчмаркинг; реклама и содействие сбыту; корпоративный образ и связи с общественностью; послепродажное обслуживание заказчиков; дизайн; прямой маркетинг; международный маркетинг; исследование рынка; стратегия маркетинга; разработка новой продукции; ценообразование; розничная продажа и деятельность дилеров; управление сбытом; обучение сбытовой деятельности; социально-экономические исследования и прогнозирование;
6) производство в системе бизнес консалтинга: автоматизация; использование оборудования и его техническое обслуживание; промышленный инжиниринг; переработка материалов; регулирование внутреннего распределения материалов; упаковка; схема организации работ на предприятии; конструирование и совершенствование продукции; управление производством; планирование и контроль производства; повышение производительности труда; управление закупками; контроль качества; управление запасами; эргономика; управление материалами (контроль поставок узлов и деталей);