Организация службы маркетинга
Для любого хорошо развивающегося предприятия развитый маркетинг играет очень важную роль. Организация службы маркетинга очень трудоёмкий процесс. Предприятие, будучи заинтересованным в быстром и четком выполнении заказов и своевременной оплате отгруженных товаров покупателям, призвано постоянно анализировать и совершенствовать внутреннюю и внешнюю информацию, характеризующую рыночные отношения.
На данном предприятии нет службы маркетинга. Все маркетинговые разработки и направления выполняет руководитель хозяйства и, частично, главный экономист.
Переход товаропроизводителей к деятельности на основе маркетинговой ориентации требует абсолютно нового подхода менеджеров к управлению и организационному построению предприятия и его службы маркетинга.
Оптимальная структура и форма организационного построения службы маркетинга зависят от различных факторов и условий, в которых находится предприятие, назовем некоторые из них: размер предприятия, его цели, условия внешней среды, конкуренция, квалификация менеджеров и специалистов, каналы сбыта, число и величина рынков, этап ЖЦП, число и разновидность продуктов, финансовый потенциал и т.д.
Организация маркетинговой деятельности включает:
- формирование специальной маркетинговой службы предприятия;
- выбор наиболее рациональной организационной структуры управления маркетингом;
- распределение задач, прав и ответственности между отделами и сотрудниками службы маркетинга и взаимоотношений с другими подразделениями компании;
- обеспечение благоприятных условий для эффективной работы службы маркетинга.
Разработка основных блоков маркетинговой стратегии предприятия.
В рамках маркетингового стратегического планирования определяются следующие моменты:
- определяются стратегии маркетинга с учетом ограничений внешней и внутренней среды, а также фиксируются принципы поведения по отношению к рыночным потребителям, торговым партнерам, посредникам и конкурентам;
утверждаются продукты, услуги, рынки и сегменты, с которыми предприятие будет работать, а также количественные и качественные цели, такие как имидж, сбыт, кадры, рынки и т.д.;
распределяются ограниченные ресурсы по организационным структурам с учетом их реорганизации и в соответствии со стратегическим планом.
Разработка стратегического комплексного плана маркетинговой деятельности осуществляется гораздо более детально и точно и включает в себя три блока:
Блок целей предприятия;
Блок хозяйственного портфеля, предусматривающий три направления работы с товаром - инновация, модификация и элиминирование (снятие с производства товара, культуры, сорта);
Блок расширения деловой активности.
В блоке целей предприятия, прежде всего, определяются финансовые, организационные и социальные цели. При определении цели необходимо обращать внимание на ее содержание, объем и время достижения.
При разработке финансовых целей обращают внимание, такие показатели минимальная и целевая прибыль, точку безубыточности, желаемую величину денежной выручки. Желательно определить, за счет чего предприятие сформирует свой стратегический потенциал.
Формируя организационные цели, устанавливаем, к какой организационно-правовой форме в перспективе мы стремимся. Далее следует остановиться на организационном построении внутрихозяйственных подразделений, причем формирование их должно осуществляться на двух уровнях: первый уровень - это трудовые коллективы, занимающиеся производством продукции и второй уровень - материально-техническое обеспечение подразделений первого уровня, переработка, хранение и реализация продукции. Взаимоотношения между подразделениями строятся на основе полного хозяйственного расчета.