Особенности мотивации и методы стимулирования труда
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif - французское побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывает воздействие на поведение человека, направляя его в нужную для организации (предприятия) сторону. Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Основным фактором мотивации работника к труду является его заработная плата. Заработную плату стоит рассматривать как денежную выплату, производимую нанимателем работнику за отработанное время, произведенную продукцию или другую конкретную деятельность работника.
Существует 4 функции заработной платы, которые реализует наше предприятие:
1) воспроизводственная, заключается в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы;
2) стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии производства;
3) социальная, способствующая реализации принципа социальной справедливости;
4) учетно-производственная, характеризующая меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.
Чтобы предприятие было наиболее эффективным, системы оплаты его труда должна обеспечить соблюдение четырех условий:
1) Достаточный уровень вознаграждений для удовлетворения основных потребностей работников;
2) Справедливость по отношению к внешнему рынку труда;
3) Справедливость внутри организации;
4) Удовлетворение индивидуальных потребностей работников.
Данные условия на нашем предприятии полностью соблюдены, следовательно, организация системы оплаты труда эффективна. В целях стимулирования труда работников, сохранения штатов высококвалифицированных специалистов, повышения качества обслуживания, уменьшения текучести кадров, работникам предприятия установлены следующие выплаты стимулирующего характера, носящие постоянный характер:
- надбавки за наличие ученой степени, звания, соответствующему профилю деятельности (20-30%);
- доплата за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (до 50%);
- доплата к тарифным ставкам (окладам) низкооплачиваемым категориям работников (с 1 по 9 разряд ETC) (до 20%)
- надбавка за продолжительность непрерывной работы (20% оклада (ставки) за непрерывный стаж работы от одного до трех лет, 30% оклада (ставки) за непрерывный стаж работы свыше трех лет);
- за разработку и внедрение новых методик и технологий реабилитации по направлениям работы – (до 20%);
- за повышенный уровень ответственности, объем нагрузки, сложность и интенсивность – (до 25%);
- за участие в грантовых проектах, печатные работы, выступления на всероссийских, межведомственных конференциях и семинарах, участие в конкурсах – (до 30%).
В качестве наказаний на предприятии предусмотрена система штрафов, состоящая из следующих основных элементов:
- опоздание на работу (до 1 часа) – 500 руб.;
- прогул (опоздание больше 1 часа) – минус три рабочих смены, выговор;
- нетрезвый вид, распитие спиртных напитков на работе – увольнение;
- курение в неположенном месте – штраф 1000 руб.;
- несоблюдение санитарно-гигиенических норм – лишение премии;
- ошибка в процессе производства (исправимая – до 500 руб.; неисправимая (привела к браку изделий) – до 1000 руб., выговор);
- неисполнение приказов директора или функциональных начальников – вплоть до лишения премии.
В общем виде на рассматриваемом предприятии выделяют следующие методы стимулирования оплаты труда:
1) экономические методы (денежные поощрения или наказания в виде лишения премий, штрафов);
2) целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и ясных трудовых целей повышает их активность);
3) метод расширения и обогащения работ: поручить работнику работу более разнообразную, значимую, самостоятельную;
4) метод соучастия или привлечения работников (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).
Кроме того, руководство предприятия в системе трудовых стимулов значительное внимание увлекает таким стимулам как профессиональные рост работников, получение им дополнительных профессий, продвижение по службе. Работникам предоставляют дополнительные денежные льготы: оплаченные отпуска, оплата больничных листов, льготные путевки в дома отдыха. Если рассмотреть систему мотивирования труда на предприятии с позиции теории потребностей Маслоу, то факторы стимулирования и мотивации труда можно классифицировать по основным группам потребностей. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (рис.7).