Планирование финансов
Разработка раздела "Финансовый план" базируется на данных раздела "План производства", из которого, в частности, используются сведения о производстве продукции (работ, услуг) в денежном выражении и об объеме используемых ресурсов, а также сведения о затратах (расходах) предприятия на осуществление хозяйственной деятельности.
Разработка финансового плана включает:
прогноз баланса предприятия на конец планируемого года;
прогноз доходов и расходов;
прогноз финансового состояния (финансовой устойчивости и платежеспособности) предприятия.
Прогноз баланса
Прогноз баланса предприятия включает расчеты изменения за планируемый год активов (ресурсов, имущества) предприятия и источников их финансирования.
В Российской Федерации, согласно существующим нормам и правилам составления баланса предприятия, его активы (ресурсы, имущество) делятся на внеоборотные (необоротные) и оборотные (см. табл. 1).
Таблица 1. Укрупненная схема баланса предприятия
Актив |
На начало года |
На конец года |
Пассив |
На начало года |
На конец года |
1.Внеооборотные 2.Оборотные 2.1.Запасы и затраты 2.2.Денежные средства |
1.Капиталы и резервы 2.Обязательства 2.1.Долгосрочные 2.2.Краткосрочные | ||||
ИТОГО |
ИТОГО |
К внеоборотным (необоротным) активам относятся основные средства, нематериальные активы, оборудование к установке, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, расчеты с учредителями, прочие внеоборотные активы.
В условиях действующего предприятия в балансе следует предусматривать следующие элементы внеоборотных активов:
Нематериальные активы.
Основные средства.
Оборудование к установке.
Незавершенные капитальные вложения.
Расчеты с учредителями следует планировать только для предприятий, начинающих бизнес. По существующим правилам образования юридических лиц, к моменту начала деятельности уставный (складочный) капитал, формируемый за счет вкладов учредителей, может быть покрыт лишь на 50%. Остальная часть этого капитала формируется в течение года со дня регистрации предприятия.
Что касается планирования уже действующего бизнеса, то необходимость предусматривать в балансе какие-либо расчеты с учредителями отпадает. Уставный (складочный) капитал на таких предприятиях к началу планируемого года уже сформирован.
В условиях малого бизнеса нет необходимости предусматривать также какие-либо долгосрочные финансовые вложения, ибо в первое время предприятия, как начинающие бизнес, так и уже начавшие его, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для долгосрочных финансовых вложений (покупка ценных бумаг, приобретение паев других предприятий и т.п.).
Нематериальные активы, к которым относятся расходы, связанные с организацией предприятия, права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности, права на пользование природными и иными ресурсами и имуществом и т. д., в настоящее время в балансах предусматриваются сравнительно редко. Собственники обычно не уделяют этому серьезного внимания. Между тем сюда относятся такие активы, как защищенные патентами изобретения, зарегистрированные лицензиями, защищенные свидетельствами на полезную модель или патентами на промышленный образец, свидетельства на товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием мест происхождения товара, свидетельства об официальной регистрации компьютерных программ, баз данных и топологий микросхем, авторские права и т.п.
Рассматриваемый вид активов может быть внесен учредителями, приобретен за плату или в обмен на другое имущество, получен безвозмездно от юридических лиц.
Нематериальные активы указываются в балансе по первоначальной (восстановительной) стоимости и по остаточной стоимости за вычетом износа (амортизации), согласно действующим нормам и принятой учетной политике.
Оборотные активы в балансе отражаются как запасы и затраты и как денежные средства.