Бизнес-планирование в системе управления предприятием.
Рис. 1.3. Схема создания финансовых планов на базе методики процента от продаж.
При его применении предполагается, что процесс формирования и распределения финансовых фондов на предприятии происходит исходя из системы определенных соотношений (нормативов) с объемом реализации, с помощью которой можно определить конкретное содержание плановых документов.
В основе этой системы процентных соотношений лежат: процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы; процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа; заключение менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей.
Долгосрочные обязательства и акционерный капитал в рамках применения этого метода принимаются неизменными.
Таким образом, данный метод принципиально отличается от метода бюджетирования - если в ходе создания бюджетов определение плановых размеров разделов баланса и общей суммы издержек предприятия осуществляется путем аккумуляции более мелких постатейных бюджетов и планов, то в случае применения метода процента от продаж установление плановых значений основных финансовых показателей происходит уже на начальном этапе планового процесса и осуществляется по двум основным направлениям:
- исходя из планового объема реализации и нормативного коэффициента рентабельности продаж прогнозируется валовая прибыль предприятия и объем плановых издержек (создается прогноз прибылей и убытков);
- исходя из статистической информации о соотношении отдельных разделов баланса с объемом реализации прогнозируются плановые изменения этих разделов и рассчитывается плановый дефицит (профицит) финансовых ресурсов (создается плановый баланс).
3. Метод моделирования. Цель построения модели - определение приблизительного влияния на исследуемый объект со стороны совокупности наиболее значимых факторов (управляемых и неуправляемых), а также поиск такого их сочетания, при котором критерий оптимальности данного объекта достигает самого благоприятного значения при соблюдении изначально заложенных в модель ограничений. Использование моделей дает возможность экспериментировать, не подвергаясь реальному риску. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманивающие проблему, устраняются, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель также позволяет руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждением экспертов.
В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной (прямой) или корреляционной (вероятностной) связи. С этим связано деление моделей на детерминированные и вероятностные.
Методика определения таких взаимосвязей может быть как формализованной (через строгие научные алгоритмы), так и неформализованной (путем логического анализа). При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанный на основе экономико-математических моделей прогноз будущего финансового состояния предприятия вносятся необходимые коррективы.
Зависимость отдельного показателя от определяющих его факторов может быть выражена в виде линейной (Y = а0 + al*Xl + а2*Х2 + . + аn*Хn) или другой функции (парабола, гипербола, логарифмическая и пр.). При создании комплексного финансового плана предприятия моделью будет совокупность подобных функциональных взаимосвязей между входящими в план финансовыми показателями (рис. 1.4.):
Рис. 1.4. Этапы процесса моделирования.
Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в планировании от средних прогнозных величин (описательные модели) к целевым функциям и прогнозированию оптимальных вариантов (предписывающие модели).