Направления совершенствования и внедрение достижений в экономике Республики Беларусь
* дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других ЛС в дистрибутивных каналах; " транспортировка ГП, возвратной тары и отходов;
* складирование, хранение и грузопереработка ГП в складской системе;
* управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
* передача прав собственности на ГП;
* обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
* поддержание стандартов качества ГП и логистического сервиса;
* ценообразование;
* мониторинг и информационно-компьютерная поддержка логистических активностей в дистрибьюции и т.д.
Укрупненно эти функции можно разделить на функции обмена, физического распределения и поддерживающие.
Между производителями и потребителями находится большое количество посредников, играющих важную роль в дистрибьюции, которых условно можно разделить на две большие группы: оптовики и розничные торговцы (ритейлеры — от англ, термина "retailer"). Число оптовых торговых посредников в дистрибутивных каналах современных организаций бизнеса находится в пределах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от национальных, отраслевых и внутрифирменных особенностей воспроизводства. Также широк диапазон изменения логистических издержек в дистрибьюции, .которые составляют в среднем от 30% до 70% и могут доходить до 300% и более от себестоимости производства по различным отраслям и компаниям. [4]
Каждой отдельной активности в дистрибьюции соответствуют свои издержки, которые укрупненно можно разделить на издержки создания и управления запасами, транспортные расходы и так называемые трансакционные затраты ("transaction costs"), связанные с поиском логистических партнеров в дистрибутивной сети, оформлением договоров, передачей прав собственности на ГП и другими подобными операциями.
Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам, которые в совокупности образуют дистрибутивную сеть фирмы. По определению Американской ассоциации маркетинга (ААМ) "дистрибутивный канал — это структура внутрифирменных организационных единиц и (или) внефир-менных агентов и дилеров, оптовиков и ритейлеров, через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок".
Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть
фирмы.
Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависят от:
• стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта ГП;
• логистической стратегии фирмы;
• видов и параметров материальных (сервисных) потоков;
• продуктовых атрибутов и ряда других факторов.
Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотношения между ЛС в них, а также решения логистического менеджмента в дистрибьюции во многом определяют две базисные концепции фирмы-производителя ГП: специализация и ассортимент.
Специализация имеет фундаментальное значение для политики дистрибьюции. Специализация на определенных логистических активностях позволяет внутрифирменным или привлеченным ЛС выполнить их наилучшем образом. Привлечение в структуры дистрибутивных каналов и сетей логистических посредников для фирмы может быть оправдано тогда, когда эти посредники выполняют основные функции в дистрибьюции (транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.) более эффективно (с более высоким качеством и меньшими затратами), чем сама фирма-производитель.
Логика специализации базируется на экономии в масштабе и охвате. Когда фирма специализируется на совершении определенной функции в дистрибьюции (например, на грузопереработке), она развивает масштаб и охват специфических активностей для достижения операционной экономии. Логистический сервис в дистрибьюции включает большое количество специализированных фирм: оптовых и розничных торговых посредников, транспортных и экспедиторских фирм, компаний физического распределения, фирм, занимающихся упаковкой, сортировкой, грузо переработке и, страховых и финансовых компаний и т.д.