Нормирование труда и отдыха учителя физкультуры
В настоящей работе, мы кратко, рассмотрим вопросы, связанные с нормированием труда и отдыха учителей физической культуры.
Для решения этой задачи, мы проанализируем основные правовые нормы, регламентирующие время труда и отдыха педагогических работников и применим их к конкретной категории учителей – учителей физической культуры средней школы.
Правовое положение, учителей физической культуры, как работников образования и условия их труда регулируются общим административным законодательством, законами об образовании, а также специальными правовыми актами по вопросам присвоения квалификации, приема на работу, профессиональной карьеры, оплаты труда и т.д. [2: 68].
Учитель физической культуры относится к категории педагогических работников, и соответственно, на него распространяются все положения российских законов, которые регулируют вопросы труда и отдыха педагогических работников. Рассмотрим подробнее основные из этих норм.
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений регулируется:
- статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ;
- пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, педагогических и других работников образовательных учреждений» (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).
Согласно действующему российскому законодательству продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников – не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ), то есть по сравнению со средней продолжительностью труда, продолжительность рабочего времени учителя является сокращенной.
Эта же норма повторяется в законе РФ «Об образовании», где уточняется, что учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
В типовом положении «об общеобразовательном учреждении» определено, что «объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается «исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении». По норме права достаточно получить письменное согласие работника на его педагогическую работу на ставку, «объем которой больше или меньше нормы часов за ставку» и «в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором полугодии». Об изменении объема учебной нагрузки администрация обязана предупредить учителя не позднее, чем за два месяца до наступления момента ее изменения.
При определении локальных норм труда учителя в расчете на год, учитывается информация о специфике определения рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений в каникулярный период.
Если каникулярное время не совпадает с отпуском педагогического работника, то данный период времени считается его рабочим временем. В этот период он может привлекаться к педагогической, методической, организационной работе, связанной с реализацией образовательной программы, в пределах установленного ему объема учебной нагрузки (педагогической работы). Данная нагрузка устанавливается до начала каникул (условия тарификации). Организация работы педагогов в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием видов деятельности, которую будет выполнять педагог.
В график работы педагогического работника (утверждаемый на год), входит и время период отмены занятий для обучающихся. Однако отмена учебных занятий для учащихся не означает освобождение от работы педагогов. В такие периоды, когда учебные занятия отменяются в отдельных классах или в целом по образовательному учреждению, педагоги привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке, предусмотренном для работы в каникулярный период.