Методы управления качеством
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении, в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции. Для достижения желаемого уровня качества продукции на предприятии используются различные методы управления качеством, т.е. определенные совокупности приемов и правил воздействия на объекты управления, направленные на достижение требуемого качества. Выделяют следующие методы управления качеством:
1) организационные (административные):
а) распорядительные (директивы, приказы и т.д.);
б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения);
в) дисциплинарные (ответственность и поощрение);
2) социально-психологические:
а) социальные (воспитание и мотивация);
б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами);
3) технико-технологические:
а) технические методы контроля качества;
б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов;
4) экономические:
а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности;
б) ценообразования с учетом уровня качества;
в) финансирование деятельности в области качества.
Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством. В табл. 5 представлены основные методы управления качеством и приведены примеры средств их реализации во внутренней среде рассматриваемого предприятия.
Таблица 5. Характеристика методов управления на нашем предприятии
Методы управления качеством |
Примеры средств реализации методов управления качеством |
Организационные (административные) |
- приказы директора; - стандарты предприятия, технические условия (ТУ) на продукцию; - должностные инструкции; - документирование систем менеджмента качества на предприятии; - объявление благодарности сотрудникам за высокие показатели качества работы и награждение их денежной премией; |
Социально-психологические |
- организация кружков качества; - принятие участия в конкурсах в области качества; - формирование корпоративной культуры внутри рабочего коллектива предприятия, ориентированной на повышение качества; - вознаграждение идей и любых других инициатив со стороны сотрудников по улучшению качества; |
Технико-технологические |
- использование различных видов контроль качества; - анализ рисков, выявление в технологическом процессе параметров, являющихся критическими для обеспечения безопасности продукции, и определения адекватных мероприятий в определённых критических точках техпроцесса; - анализ скрытых потерь, корректирующие действия по их устранению; |
Экономические |
- разработка системы материального поощрения и взысканий в системе оплаты труда для стимулирования качества работы сотрудников; - финансирование работ по созданию системы менеджмента качества предприятия, ее сертификации, а также по внедрению новых методик для улучшения качества выпускаемой продукции. |