Законы планирования
Первый вид действий центра по формированию механизма функционирования, который мы здесь опишем,— это формирование управляющих параметров. В основе используемого понятия управляющих параметров, применяемых в организационных системах, лежат следующие соображения.
В принципе мы будем допускать возможность децентрализации управления организацией, когда значение любого управляющего параметра устанавливается не центром, а выбирается самим элементом. Но в таком случае данный параметр становится компонентой состояния элемента. Поэтому без ограничения общности можно принять, что управляющие параметры имеют смысл желательных (с точки зрения центра) состояний элементов. Будем называть их планируемыми, состояниями или
просто планом и обозначать
(3.1.1)
где Mi — множество планируемых компонент состояния элемента. Соответственно через
(3.1.2)
будем обозначать план всей системы.
В реальных организационных системах часто встречаются ситуации, когда некоторые компоненты плана (например, цены) являются общими для всехэлементов:
Чтобы выделить такиекомпоненты плана, мы будем называть их
управлением. Такимобразом, компоненты плана , могут содержать как общие
для всех элементов системы управления , так и индивидуальные плановые показатели
Для краткости в тех случаях, когда это не будет вызывать путаницы, индивидуальные плановые показатели хi, мы будем также называть просто планом.
В приведенном понимании управляющие параметры — планы имеют смысл «рекомендаций» со стороны центра относительно значений планируемых компонент. На первый взгляд может показаться, что это узкое понимание природы управляющих параметров. Однако на самом деле это не так. Выполнение элементами рекомендации центра — планов обеспечивается введением их в целевые функции элементов и в ограничения механизма функционирования. Меняя способ введения в механизм функционирования управляющих параметров, можно получить практически все известные варианты понимания управляющих параметров. Так в одних случаях может обеспечиваться безусловное выполнение устанавливаемых центром плановых показателей (полная централизация планирования). Тогда плановые показатели имеют смысл «жестко» устанавливаемых управляющих параметров, а соответствующие компоненты векторов состояния элементов можно даже исключить из описания элемента, поскольку они заведомо будут совпадать с устанавливаемыми центром плановыми показателями. В теории управления техническими объектами, как правило, применяется именно такое понимание управляющих параметров. При других способах введения плановых показателей в механизм функционирования выбираемые элементами компоненты векторов состояния могут не совпадать с соответствующими планами, но при несовпадении плана и состояния элемент штрафуется. Это соответствует понятию плана, используемому в экономических системах. Также вполне возможны ситуации, когда невыполнение элементом установленного планового показателя вообще не вызывает для пего «никаких последствий». В этом случае плановый показатель имеет для элементов характер «чистой» рекомендации. Наконец, для ряда компонент векторов состояния элементов плановые показатели вообще могут не устанавливаться. Таким образом, предложенное понимание устанавливаемых центром плановых показателей позволяет отразить все встречающиеся на практике ситуации.
В связи с рассмотрением управляющих параметров — планов полезно также обсудить их «роль» в построении организационного механизма. Практика показывает, что если функционирование организационной системы состоит из повторяющихся периодов, то вид устанавливаемых центром ограничений и целевых функций элементов, как правило, не изменяется в каждом периоде функционирования. Это «инерционная» составляющая механизмов функционирования. Быстрая «адаптируемость» организационного механизма может быть достигнута введением управляющих параметров в целевые функции элементов и в ограничения механизма функционирования. При этом значения управляющих параметров можно менять с нужной частотой.
Приведенное обоснование введения управляющих параметров в организационную систему управления все же не исчерпывает вопрос до конца. Так, частота изменения некоторых типов управляющих параметров (цен, нормативов и др.), применяемых в реальных организационных системах, может быть невелика. И тем не менее такие управляющие параметры используются в организационных механизмах. Видимо, дело здесь заключается в том, что управляющие параметры в ряде случаев можно рассматривать как «строительный элемент» ограничений механизма функционирования и целевых функций элементов.