Законы планирования
Законом планирования будем называть процедуру выработки плана пи системы
. В основу классификации законов планирования может быть положен ряд признаков. Например, возможна классификация законов планирования, основанная на рассмотрении природы показателей плана. Действительно, в зависимости от того, какую природу имеют планируемые компоненты вектора состояния элемента (это могут быть натуральные, временные, финансовые показатели), можно охарактеризовать и соответствующие им компоненты плана. Это может быть план по затратам и выпуску производственного элемента, финансовый план, календарный план по времени начала и завершения работ или процессов и др. Под этим углом зрения планирование, например, затрат и выпусков производственных элементов может быть названо планированием производственной деятельности, а сама процедура формирования плана — законом планирования производственной деятельности элементов. Если в качестве управляющих параметров выступают цены — то это соответствует управлению ценами, а процедура формирования цен называется законом ценообразования. Если управляющими параметрами являются те или иные финансовые нормативы, то этот случай соответствует финансовому управлению, а процедура формирования финансовых нормативов называется законом образования финансовых нормативов, и т. д. Заметим, что список финансовых нормативов, используемых в экономике, весьма широк. В него входят ставки заработной платы, нормы налога за основные и оборотные фонды, нормы налога с оборота, нормы рентных платежей, краткосрочный и долгосрочный проценты за банковский кредит, нормы отчислений в фонды экономического стимулирования, нормы амортизационных отчислений, идущих в фонд расширения производства, большое число действующих в экономике коэффициентов штрафных отчислений в государственный бюджет и в бюджеты участвующих в той или иной конкретной экономической ситуации организаций и др. Это в свою очередь приводит к весьма длинному списку процедур планирования соответствующих параметров.
Другой возможный вариант классификации законов планирования основывается на учете принципов планирования, положенных в основу их построения. Практика функционирования реальных организационных систем, успехи теоретических исследований позволили сформулировать к настоящему времени целый ряд принципов планирования. К наиболее известным относятся
принцип планирования от достигнутого,
принцип рационального планирования,
принцип оптимального планирования,
принцип встречного планирования,
программно-целевое планирование,
принцип оптимального планирования с прогнозом состояний,
принцип согласованного планирования и некоторые другие.
мы опишем два принципа планирования: принцип рационального планирования и принцип оптимального планирования.
При описании законов планирования, построенных на основе этих принципов, мы будем предполагать, что центр полностью информирован о модели ограничений системы и состояние системы планируется полностью. Эти предположения сокращают соответствующие описания.
В простейшем варианте идея рационального планирования сводится к построению реализуемого варианта плана пи, т. е. такого плана, который удовлетворял бы ограничениям, имеющимся в системе;
(3.1.3)
В общем случае помимо ограничений на состояния системы п ее элементов в задаче планирования могут присутствовать дополнительные локальные и глобальные ограничения, отражающие те или иные требования центра к плану (желательному состоянию системы). Например, план по выпуску продукции в текущем периоде должен быть по меньше, чем аналогичный план в прошлом периоде; план по выпуску продукции должен удовлетворять заданным пропорциям и т. д. Обозначим дополнительные локальные и глобальные ограничения задачи планирования через соответственно. Множества локально-допустимых и глобально-допустимых планов имеют вид
Соответственно множество допустимых планов системы представляется в виде
Возможны и другие варианты формирования множества допустимых планов. В том числе возможны варианты, когда . План пи, удовлетворяющий ограничениям
(3.1.4)
будем называть допустимым.
Заметим, что выполнение ограничений задачи планирования на этапе реализации обеспечивается в той же степени, в которой обеспечивается выполнение плана, В этом смысле вводимые центром в задачу планирования ограничения при определенных механизмах функционирования могут не выполняться, быть «нежесткими» ограничениями с точки зрения их выполнения на этапе реализации. Поэтому с помощью такого рода ограничений удобно отражать такие требования к плану, выполнение которых желательно для центра, но относительно которых у него «нет уверенности» (например, из-за недостаточной информированности), что они будут не нарушены на этапе реализации.